Open
Close

Запрет на жалость, или Почему мы все – спасатели. Фразу «жалость унижает» - казнить, нельзя помиловать Унижает ли жалость человека

И снова вопрос - «жалость унижает»?

Если этот вопрос, постоянно задается, значит эта «фраза» не вызывает доверия у людей! Опросы на форумах чаще в пользу: «жалость НЕ унижает». Так может пришло время, наконец, вернуть слову «ЖАЛОСТЬ» его «ДОБРОЕ» значение, и истинное предназначение?! Кто? Когда? И за что? Обесценил и унизил это «слово»? Я искала первоисточник, но точного ответа, так и не нашла.

Почему я решила написать эту статью? Только потому, что невыносимо смотреть на людей, которые живут в согласие со своей природой, они органичны и гармоничны! Они любят своих близких, жалеют их и сами принимают жалость. У них все отлично! Им повезло! Они не одиноки и они не боятся своего естественного проявления заботы друг о друге. Но....эта безумная стороняя фразочка «жалость унижает», которая врывается в их жизнь, не дает им покоя, мучает, вгоняет в сомнения, внося хаос в сердца и смятение в сознание.

Они меня спрашивают: - Если я принимаю жалость, я что жалкий? Или! - А можно ли жалеть ребенка, не вырастит ли он жалким?

Мне становится так больно! И невыносимо, что порой хочется встать на самую высокую вершину горы и крикнуть на весь мир:

Люююююююдииии, не бойтесь слово - «жалость».

читайте также:

Равнодушие «Это меня совсем не трогает». Иногда в своей практике, да и в обычной жизни, встречаюсь с тем, что человек выражает или говорит о своем равнодушии...

Психологическая сказка На большом-пребольшом острове на берегу океана жили вместе Птица и Ящерица. Птица была очень быстрой, ловкой, любознательной и веселой.

Это «слово» кто-то, несправедливо опорочил и обесценил. Не бойтесь самих себя! И своих искренних чувств! Эта «фраза» - чудовищная ошибка и путаница в словарном лексиконе, либо вырванное из контекста словочетание. Унижать и оскорблять может не «жалость», а как раз «безжалостность» или сокрытое негативное чувство, выдаваемое под видом «жалости».

Кто и когда написал это словосочетание: - «жалость (РАВНО) унижение»?Поставив знак равенство, и сделав это утверждением? Если уже и говорить об унижении, то хотя бы так: - «жалость (МОЖЕТ) унижать».

Возможно и может, но если она будет не к месту, или не от действительно - близкого человека, который на самом деле не испытывает добрых чувств. Но это уже на самом деле и НЕ ЖАЛОСТЬ, это уже другое чувство, например «злорадство» или «притворство». Тогда при чем тут слово «жалость»?!? Унижает - видимость жалости получается, а не истинная «жалость».

Заглядываем в словарь, что такое ЖАЛОСТЬ?

Жалость:

  1. Сострадание, соболезнование
  2. Печаль, сожаление

Абсолютно челочвечные, сердечные качества! Как они могут унижать?! А если кого-то чьи-то действия унижают, то эти действия, видимо, не проявление «истинной жалости». Это другие чувства. Надо наконец-то, обелить это слово, вернуть ему, его первозданное(!) значение. Кто и когда внес эту чудовищную путаницу, в «русскоязычное сознание»?

Предполагаю, что эта «фраза», была вырвана из контекста, возможно автор писал, что жалость МОЖЕТ унижать, если предположим её проявляют неуместно или злоупотребляют ею... Так это итак понятно, и лекарство может «убивать», важна дозировка. Во всем должна быть мера! Тоже самое и с жалостью! Если это своевременное и естественное проявление участия - это «лекарство и спасение», при чрезмерной опеке - «яд»! Только и всего!

И если этот вопрос, задается постоянно, значит в утверждении «жалость - унижает», есть нестыковка, иначе бы, никто не задумывался об этом. Когда и кому, пришло в голову, это выражение - сделать «утверждением»?

Знаете? Что тревожит? Что это «убеждение» - переворачивает с «ног на голову» саму жизнь(!) - её природное проявление! Человек с рождения - растет в среде «жалеющих» его родителей, и родных. Роженицу жалеют - близкие, роженица - рожденного младенца, родители ребенка, ребенок родителей и этот взаимообмен - естественное проявление любви и сострадания!

Когда ребенок упал, любящая мама зовет:- Иди я тебя пожалею... Когда хотят, чтобы ребенок рос добрым, ему говорят:- Пожалей сестру, маму, брата, бабушку, куклу, и так далее.

Мир добра вокруг - воспринимается и соприкосается, именно с понятием «жалеть». И вот ты вырастаешь - и тебе вдруг на твою голову обрушивается это чудовищное убеждение что «жалость унижает»!

Значит весь мир в котором ты рос - был враждебным монстром?!? Жалеющая мама, папа, сестра, брат, проявляя нежность и заботу - не любили, а унижали? Это утверждение - на самом деле «разрушение и уничтожение мира добра». Как обухом по голове! Получается, всё становление человечества с самого рождения - взращивается «унижением»? А ведь в старину говорили: - «жалеет, значит любит»! Когда же произошел этот сбой? Кто же поставит точку, в этой чудовищной путанице? Давая возможность, жить согласно - «естеству»? Внегласный закон жизни - создал мир таковым, что «жалея», мы проявляем любовь и сострадание, и это естественное проявление заботы друг о друге.

Возможно кто-то, когда-то просто что-то перепутал? Подменив значение этого слова? Нельзя же заставлять людей - отказываться от самих себя? Дети рождаются на свет - они кричат, напуганы, и с первого мгновения попадают в «жалеющие» руки, любящей матери... Что ей движет взять плачущего ребенка на руки? ЛЮБОВЬ и ЖАЛОСТЬ. Так почему, вдруг такое естественное проявление чувств - обозвали «унижением»? Как проявление заботы - может унижать?!

Унижает - равнодушие и безсердечие! Злорадство и грубость!
 А не жалость (когда она, действительно необходима)!

И я, не хочу слышать о разделения понятий, мол «жалость» унижает, а вот «сострадание» - нет. Да бросьте вы! Это синонимы на самом деле! Хватит одно слово «обелять», а другое (синоним причем) «принижать». Мы же не говорим - «Малыш иди ко мне, я тебе посострадаю»?!

Сострадание = жалость!

К чему эта - «подмена-замена слов»? И целая вереница, искусственно созданных, якобы «доказательств» - что одно мол «лечит, другое калечит». Калечит - отсутствие «чувств жалости» в душах людских. Опасен «безжалостный человек», а не наоборот. Жалость - врожденное доброе чувство! Которое свойственно людям, и которое проявляют к близким и родным! И чем это плохо, уметь жалеть, и принимать ее от других? У каждого бывали тягостные и невыносимые жизненные ситуации, нам хотелось побыть маленькими и безжащитными, когда поддержка близких была просто необходимостью, и получив порцию «нежности» ты чувствовал прилив сил и желание вновь двигаться вперед! Жалость не опасна, если она дозирована и пропорциональна случившемуся. Если она от действительно близких людей и с любовью. Ею нежелательно злоупотреблять, это да! Но это уже немного другая и емкая тема...

По опыту же скажу - бояться принимать «жалость» те, у которых очень маленький «кредит доверия к людям», они не верят в добрые проявления окружающих людей, поэтому и боятся «жалеющих», так как не доверяют миру, им кажется что «мир враждебен», что другие над ними, либо издеваются, либо смеются. Им «холодно» и «одиноко» среди людей, а жалость ими воспринимается - с опаской и с отторжением. Так может - это они "жалкие", как раз?!...

ПС. Всем оппонентам:
 Да! Да! Все что вы скажите, уже сказали до вас! Все доводы, читала, слушала больше сорока лет! И что? Не убедили! Против мира природы не попрешь! Прописав «шаблон-убеждение», что «жалость унижает» и подведя под него, сомнительную «доказательную базу», нельзя запретить любящей матери бежать - к упавшему и плачущему ребенку и заставить её отказаться его жалеть. Нельзя вычеркнуть ВСЕХ ЛЮДЕЙ с добрым сердцем, в угоду, какой-то «бессмысленной фразочке», неизвестно откуда взявшейся и кем придуманной? Которая насильственно уничтожила - простое доброе слово и опорочила - людей с жалеющим сердцем...

СКАЗКА о «ЖАЛОСТИ»

Жило-было доброе слово «жалость»,
Жило не тужило, всем служило...!
Но откуда не возьмись,
Появился «злобный монстр»,
Кто он? Откуда? Нам не ведомо...
Да только уничтожил он,
Доброе имя «жалости»,
Обозвав его действия - «жалкими»,
А всех жалеющих - «жалящими»...

И пошла жалость, скитаться по свету -
Пытаясь вернуть своё доброе имя,
Да только, как его вернуть?
Если все боятся её теперь...
Она пытается и приобнять и приласкать,
А люди кто стесняются её, кто презирает,
"Монстр" от своего не отступает,
А пуще прежнего - грязные пасквили,
О ней сочиняет и по миру распространяет...

Отчаялась жалость, и в небо взмолилась
Говорит, как же так люди?
С древних времён, я с вами "жила"
С детства с вами росла,
За руку плачущих держала,
Слезы - вытирала,
Падающих - поднимала,
Болеющих - целовала,
Страждущих - обнимала,
Проигравших - выручала,
Умирающих - спасала,
Всегда я вам - сопереживала!
Спасите и вы меня!
Погибаю я...

С тех пор, не мало времени прошло,
«Монстр», который жизнь «жалости» загубил,
И сам давно пропал,
Да никто его, на самом деле,
И в глаза-то, не видал,
Не видал, не помнил и не знал...
А вот взял народ и её - предал!
И смельчака, который осмелился бы,
- «жалость» наконец спасти!
Так и не нашлось😔

Давайте спасём «ЖАЛОСТЬ» вместе!
Реабилитируем её! Вернём слову «ЖАЛОСТЬ» - его доброе, истинное и человечное предназначение!

Добра, любви и мира! 
Любите, жалейте и доверяйте друг другу! 
И не отказывайтесь от себя самих! 
Слушайте свое сердце!

Жалость НЕ унижает! Это её унизили.

© Иоланта Алексенко, 2018

Понятия «жалость» и «милосердие» лингвистически близки, но нравственное богословие подчеркивает их различие. Так Священное Писание говорит, что по отношению к бедствующим следует проявлять гостеприимство (Ис 58:7,10), справедливость (Пс 81:3; Притч 22:22; 31:9) и милосердие (Притч 14:21). Про жалость нигде не говорится… Мы же говорим не «сестры жалости», а «сестры милосердия»...

По-видимому, жалость досталась нам еще от языческих времен, и только вера в единого Бога возвысило милосердие. Многие уверены, что жалость – это чувство это высокое, человеческое. А на самом деле ученые утверждают, что жалость, как часть бессознательного, возникла еще в животном мире. Основа жалости - некоторые рефлексы, которые включены в систему выживания большой группы животных или людей. Но именно в монтеистическом обществе возникает милосердие, как высшая и сознательная форма сострадания.

Господь фактически предостерегает нас от безрассудной жалости, когда в одной из бесед о разрушении Иерусалима и конце мира говорит "Вспоминайте жену Лотову..," (Лк 17:31,32).. Само обращение ее в соляной столп, по толкованию митрополита Филарета, произошло потому что «страх и жалость привели малодушную женщину в исступление и бесчувствие».

Зачастую люди считают жалость - любовью. Но так ли это? Кого обычно жалеют? Бедных, нищих, несчастных, больных, страдающих. Именно поэтому тот, кто считает жалость хорошим чувством, никак не может понять, почему люди часто отвечают на его якобы добрые действия агрессией. Разве человеку от вашей жалости будет легче? Ведь когда сопереживаешь, то морально поддерживаешь, а когда жалеешь - вроде как говоришь "да, ты неудачник, смирись"... Получается, что, жалея человека, мы автоматически, на подсознательном уровне, подчеркиваем все эти неприятности. А потом мы удивляетесь, что люди к нам плохо относятся.

Помогать людям - это великая радость, а жалость может быть губительна для человека, для его души. Человеку можно и нужно помочь проявлением заботы, внимания, любви, милосердия. Но не жалостью.
Бог посылает страдания в целях воспитания (Евр. 12,5), чтобы закалить и испытать верующих (Ис. 48,1) И Святые Отцы учат: «всякая болезнь – посещение Господа». Поэтому, когда мы жалеем человека, то выражаем несогласие с его болезнью, несчастьем или судьбой в целом, и тем самым негласно протестуем против замысла Божьего, направленного на врачевание души. Это результат непонимания высших Божих законов и своего места в исполнении воли Божией.

И еще очень часто за жалостью скрывается собственная неудовлетворенная потребность в любви в детстве. Подсознательно человек становится спасителем слабых, повышая свою самооценку. А от этого только один шаг к гордыне...

Иное дело - милосердие. Это, пожалуй, не чувство, а состояние души. Милосердие нельзя проявить "сейчас" и тут же забыть об этом. Иначе это уже не милосердие. То, что заставляет человека проявлять милосердие, должно быть мило сердцу его, идти из глубины его души, осознаваться разумом и ничего не требовать взамен.

Жалость часто сопровождается слезами, которые скрыть никак нельзя. Милосердие же сопровождается только добрыми делами, часто тихо и без лишнего внешнего эффекта.
протодиакон Сергий Шалберов вне форума

Жалость унижает человека, понижает его достоинство в глазах окружающих людей. Попробуем порассуждать на тему любви, сострадания, унижения.

Чувство жалости

Именно об этом противоречивом чувстве рассуждал Максим Горький. Жалость к людям у многих ассоциируется с проявлением благих намерений по отношению к посторонним людям. Например, в результате этого чувства у молодого поколения появляется желание помочь пожилым людям с выполнением каких-то работ.

Что оно дает другим людям

Постараемся выяснить, какое значение имеет жалость, сочувствие, сопереживание. Жалея другого руководствуются лучшими побуждениями. Они считают, что при этом в некоторой степени возвышаются над теми, к кому проявляют подобные эмоции. Получается, что жалость унижает человека? Но разве можно так поступать с другими людьми? Подсознательно те, кто находятся в сложной жизненной ситуации, мечтают не о жалости, сочувствии, а о том, что им дадут хороший совет, помогут справиться с проблемой.

Жалость к мужчине

Сильный пол не любит, когда к ним проявляют подобное чувство женщины. Продумывая сочинение на тему «Жалость унижает человека», можно отметить, что проявление подобного чувства расценивается всеми мужчинами достаточно негативно. Они привыкли всегда ощущать контроль над происходящими событиями. Мужчины считают, что женская жалость унижает человека, лишает его достоинства. К чему это может привести? В истории довольно много примеров, когда из-за безобидной (на первый взгляд) жалости возникали серьезные сражения. Современные мужчины, к которым было проявлено сочувствие со стороны представительниц прекрасного пола, часто становятся хроническими алкоголиками, у них пропадает желание менять свою жизнь, бороться с проблемами. Они специально пытаются вызывать чувство жалости у окружающих людей, чтобы не бороться со всеми превратностями судьбы, а просто «плыть по течению».

Сострадание и жалость

Продумывая сочинение на тему «Жалость унижает человека», важно найти грань между состраданием и чувством жалости. Если человек испытывает подобное чувство, у него нет сил для того, чтобы найти способ помочь другому человеку. Великодушие, возникающее при этом, развращает того, кому оно предназначается. В индийской мудрости говорится о том, что «жалость рождает страдания, а любовь дается добром». Сострадание предполагает искреннее желание оказать помощь тому человеку, который оказался в сложной жизненной ситуации. При этом собеседник воспринимается на равных, сохраняется полное уважение к его чувствам, эмоциям, переживаниям. Сострадая, люди воспринимают чужую беду, как свою собственную, поэтому они стремятся уменьшить ее любыми способами. Получается, что жалость унижает человека, лишает его возможности искать варианты выхода из сложившейся ситуации. Концентрируя внимание на желании помочь, а не поиске вариантов решения проблемы, люди проявляют пассивную жалость, которая порождает грусть и боль. Сострадание же является активным чувством, позволяющим находить вариант устранения проблемы.

Как устранить жалость

Если человек мечтает вызвать у окружающих людей подобное ощущение, он добровольно соглашается быть в их глазах жертвой. Попав в сети, расставленные им, жалеющий пытается проявить любовь и понимание, а в реальности он попадает в деструктивный водоворот, и считает себя обязанным помогать тому, кто нуждается в жалости. Как вы думаете, жалость унижает человека? Сочинение-миниатюра на данную тему предлагается тем пациентам, которые обратились за помощью. Анализируя отношение пациента к себе, другим людям, профессиональный психолог пытается понять «корни проблем», найти варианты для выхода из положения.

При искреннем сострадании не идет речи о самолюбовании, подразумевается милосердие, забота, внимание. Ели человек не приемлет чувства вовсе не означает, что он по натуре черствый и злой. Привычка «жалеть» - негативное качество, вместо позитивных эмоций, побуждения другого человека к активным действиям, она приводит к обмену деструктивной энергией. Наслаждаясь жалостью, вы не даете другому человеку искать силы и возможности для того, чтобы отвечать за свою жизнь, совершенные поступки.

Вместо этого важно понять, как можно помочь тому человеку, к которому вы проявляете жалость. Иногда достаточно просто найти слова для того, чтобы подбодрить, вернуть уверенность в своих силах и возможностях.

Заключение

Не забывайте о том, что жалость унижает человека. Сочинение-миниатюра, касающееся данной тематики, может быть написано учениками старших классов. Учитывая особенности индивидуального развития подростков, можно получить достаточно интересные результаты. Многие ребята не приемлют жалости по отношению к себе, но готовы проявить сочувствие и заботу к другим людям. Они воспринимают жалость как чувство, которое испытывают в ситуациях, когда кто-то из их окружения попал с трудную жизненную ситуацию, был без причины наказан педагогами, обижен родителями. Если в младшем школьном возрасте детям вполне свойственно проявление именно жалости, то постепенно перерастает в настоящее сострадание, желание помочь. Важно не перейти эту тонкую грань, не превратить хорошее качество в банальное желание ощущать свое превосходство над другими людьми, управлять ими в своих интересах. Жалость должна проявляться в понимании сложившейся проблемы, совместном поиске оптимальных способов устранения источника разочарований.

Где находится та грань, которая отделяет жалость, унижающую достоинство человека, мешающая ему развиваться и брать ответственность на себя, и позитивное сострадание, способное дать ему силы преодолеть трудности? Всегда ли нужно жалеть человека? И так ли уж безобидна жалость?

– Жалко его, не могу бросить. Без меня сопьется совсем, пропадет…

– Жаль будить ребенка по утрам. Пусть поспит. Детство быстро пройдет. Еще узнает, что такое хронический недосып.

– Не могу ей отказать. Жаль ее – у нее было трудное детство. Придется жениться.

Наверное, вы встречали таких людей, которые в отношениях с другими руководствуются чувством жалости. В обществе жалость в целом воспринимается позитивно, а люди, жалеющие других, считаются хорошими и добрыми. Никогда не пройдут мимо чужого горя, будут возиться со всяким, кто слабее, кто по каким-то причинам не может сам за себя постоять, находится в трудной ситуации.

Однако где находится та грань, которая отделяет жалость, унижающую достоинство человека, мешающую ему развиваться и брать ответственность на себя, и позитивное сострадание, способное дать ему силы преодолеть трудности? Всегда ли нужно жалеть человека? И так ли уж безобидна жалость? Давайте ответим на эти вопросы с помощью Системно-векторной психологии Юрия Бурлана.

Кто эти сострадательные люди?

Сострадание, сочувствие, эмпатия – это способности людей, обладающих, согласно системно-векторной психологии, . У носителя этого вектора зрительный анализатор является самой чувствительной зоной.

С древности обладательница самых зорких глаз имела свою видовую роль в человеческой стае. Кожно-зрительная женщина была дневной охранницей. Именно она испытывала первую человеческую эмоцию – страх смерти. Завидя среди однородных красок саванны притаившегося в кустах хищника, она сильно пугалась за свою жизнь, вскрикивала, выделяла феромоны страха и таким образом предупреждала всех остальных об опасности.

Впоследствии по мере развития человека, развивались и его эмоции. Зрительник научился выносить свою корневую эмоцию страха за себя наружу, в страх за других, в сострадание ближнему. Сегодня его огромная эмоциональная амплитуда, отличающая его от других людей, располагается между полюсами «страх смерти – любовь». По-прежнему все зрительники рождаются со страхом смерти, который нужно до окончания пубертата успеть развить в сострадание, сочувствие, сопереживание, любовь к людям – высшие эмоциональные проявления зрительного вектора.


Незрелая эмоция проявляется как слепая жалость, когда человек проявляет свою потребность в чувствах эгоистично, для наполнения собственных нехваток, желая получить в себя, а не отдать, не обращая внимания на то, что жалостью своей унижает другого, не дает ему развиваться, усиливает его слабость и неспособность изменить свою жизнь. За такой жалостью скрывается не желание помочь другому, а необходимость наполнить свои эмоциональные пустоты, страх за себя, за свою жизнь, который не всегда осознается.

Так, жена тянет на себе пьяницу-мужа, несостоявшегося в жизни. Содержит его, терпит от него побои, дает выпить, когда его «ломает». «Жалеет». А он тем временем деградирует дальше. Хотя в данной ситуации более правильно было бы понять, отчего у него появилось это пагубное пристрастие, и помочь ему реализоваться в жизни. Это была бы настоящая помощь.

Как правило, в этом случае и сама жалостливая жена находится в не очень хороших состояниях зрительного вектора – в страхах, эмоциональных раскачках. Она боится остаться одна, боится разрыва пусть и уродливой, но устоявшейся эмоциональной связи. И конечно же, не задумывается, к каким последствиям может привести ее слепая жалость.

Часто говорят: «Жалеет – значит любит». Это не так. Зрительная женщина, по природе нацеленная на создание эмоциональной связи и сострадание, не осознает свои врожденные бессознательные устремления и по той или иной причине не реализует их в должной мере. Для того чтобы создать эмоциональную связь с успешным состоявшимся человеком, нужно приложить усилия. А к пришибленному пьянице жалость возникает сама собой. Так женщина попадает в ловушку собственных чувств.

Последствия слепой жалости

Люди, которых по жизни ведет такая жалость, часто чувствуют себя использованными, обессиленными. Выхолащивая себя в подобных отношениях, они часто приходят к ощущению эмоциональной пустоты.

При наличии в психическом еще и , одной из ценностей которого является благодарность, адекватная оценка их труда, такие люди теряют стимул для жизни. Ведь их «добрые» дела никогда не бывают оценены по достоинству.

Так, анально-зрительная мама с ранних лет жалеет своего ребенка: выполняет за него все дела, которые он по возрасту уже вполне в состоянии делать сам. Всегда следит, чтобы он «не переутомился». Она делает это из лучших побуждений: из желания быть доброй, самой лучшей мамой на свете, а возможно, исходя из своего плохого опыта, который она пережила в детстве. Ведь прошлый опыт для человека с анальным вектором очень значим.


Одно дело, если мама жалеет ребенка, когда он ушибся или болеет. В такой ситуации ему необходимы ее усиленное внимание и забота. Другое дело, когда она постоянно балует ребенка, потакает его лени из жалости. В этом случае она забывает о благе ребенка, ведь для того, чтобы его свойства развились, ему нужно приложить усилия. Иногда это не очень приятно, вызывает напряжение, но без этого из него не вырастет счастливый, реализованный человек.

Отношения, построенные на жалости – однобокие, деструктивные, приносящие обеим сторонам значительный психологический ущерб. В отличие от подлинного сострадания, суть которого раскрывает нам системно-векторная психология Юрия Бурлана.

Сострадание, которое лечит

Сострадание, прежде всего, должно быть направлено на тех, кому это действительно нужно – инвалидов, одиноких пожилых людей, детей, оставшихся без родителей. В обществе всегда есть социальные слои, которые объективно нуждаются в деятельном сострадании. Именно здесь человек со зрительным вектором может по-настоящему реализовать свою потребность в проявлении чувств наиболее созидательно. И в этом его высшая реализация.

Да и в обычной жизни всегда найдется повод, чтобы почувствовать себя нужным. Поддержать того, кто оказался в сложной ситуации, посочувствовав ему, сказав доброе слово. Поплакать вместе с человеком, пережившим горе. Стать ему опорой на какое-то время, пока душевная боль перестанет быть такой острой. Просто быть рядом, чтобы человек не чувствовал себя одиноким. Вот те простые действия, для которых и предназначен этот самый эмоциональный человек и от которых он получает настоящее удовлетворение. В таких душевных движениях он осмысливает жизнь, ощущает, что живет не зря.

Деятельно сострадая, человек никогда не ждет благодарности или ответного чувства. Он получает удовлетворение от самого процесса проявления своих эмоциональных порывов. Поэтому он никогда не чувствует себя использованным или обессиленным.

Состраданию надо учиться. Проще всего развивать этот навык в детстве, читая зрительным малышам литературу, вызывающую эмоции сострадания . При этом важно обращать внимание детей на те ситуации, в которых можно кому-то посочувствовать, посопереживать.

А затем можно постепенно переходить к обучению ребенка сострадать окружающим людям. Например, позаботиться о больной бабушке, поддержать друга в трудной ситуации. Слезы сострадания ближнему, которые проливает зрительник, оказывают на него позитивное действие, вызывая облегчение и умиротворение. При этом формируется навык вынесения своих эмоций наружу: зрительный ребенок обучается не бояться за себя, а сопереживать другому.

Драматическое кино часто вызывает у зрительников слезы. Хорошо, если это фильм, поднимающий серьезные нравственные проблемы, требующий душевных усилий для просмотра. На таком примере мы можем понять, что такое сопереживание. Однако сострадать по-настоящему можно только живым людям, проживая яркие эмоции сопереживания в перипетиях реальной жизни.


Понять на отличиях

Часто человеку бывает трудно понять, когда он ведом слепой жалостью, а когда подлинным состраданием. Он бывает искренне уверен, что им движут доброта и святой долг помощи людям. Однако это не всегда так.

Системно-векторная психология Юрия Бурлана помогает отличить жалость от сострадания. Мы начинаем видеть мотивы своих действий: где нас ведут наши нехватки и неудовлетворенность, попытки использовать другого человека для решения собственных эмоциональных проблем, а где – подлинное сопереживание человеку, которое всегда созидательно для всех участников отношений.

С другой стороны, нам становятся понятны причины поведения других людей, поэтому наша помощь им становится по-настоящему действенной. Знания о векторах психического – это реальный инструмент, позволяющий изменить жизнь к лучшему. Помочь другому человеку – это значит дать ему в руки этот инструмент. Дать ему удочку, а не рыбу.

Если вы действительно хотите так помогать людям, чтобы вызывать в них ощущение счастья, а в их жизни перемены к лучшему, получите эти столь необходимые для жизни знания. Начните с бесплатных онлайн-занятий по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь по .

Статья написана по материалам тренинга «Системно-векторная психология »

Психолог Юлия Пирумова :

– Самым большим открытием для меня в свое время стало чувство жалости. Я вдруг поняла, что глубоко внутри у меня сидит запрет на жалость. Я не умела ни жалеть себя, ни принимать жалость от других. Более того, раньше я думала, что не нуждаюсь в жалости, что она унижает, делает человека слабым. Я увидела, что вокруг меня живут похожие люди: вместо того, чтобы пожалеть попавшего в сложную ситуацию человека, есть желание его подбадривать: «Давай! Держись! Соберись!» Но сейчас я знаю, что жалость может быть целительной. Другое дело, что не все готовы ее принимать.

Право на жалость

Мои клиенты довольно часто говорят: «Я в тяжелой ситуации, но никто этого не видит». В разговоре выясняется, что человек, находясь, порой, в очень трудной жизненной ситуации, никому не рассказывает о своих проблемах, не обращается за поддержкой. Ему это даже в голову не приходит.

Ответ на вопрос: «тебя можно жалеть? ты примешь жалость?» часто предсказуем: «Нет! Я лучше зубы стисну, все стерплю и перенесу». Вопрос: «А ты сам(а) себя жалеешь?» обычно приводит клиента в ступор. Человек не знает, что делать с жалостью, не знает, что такое «жалеть себя», сам жалеть не умеет и не дает никому возможности пожалеть себя.

А ведь жалость, как не кажется, может быть исцеляющим чувством. Не зря раньше в деревнях говорили: «он ее жалеет» в смысле – любит, внимательно относится, не нагружает тяжелой работой. У слова «жалость» в нашем обиходе есть уничижительный оттенок, но есть слово «жаление», которое означает процесс, большинству из нас неведомый. «Жаление» – это признание того, что человек попал в беду, что ему трудно, что ему тяжело выносить ситуацию и те чувства, с которыми он сталкивается. Увидеть человека в его проживаниях – это и значит «пожалеть». Жалость – это внимание к чувствам другого, принятие, поддержка.

Говорят: «Я со-жалею». Но сожалеть можно только тому, кто сам себя жалеет. Того, у кого нет возможности получить, принять вашу жалость, жалеть бессмысленно.

Поэтому первая и очень важная часть процесса – признать, что мне тяжело, что я жалею себя. Если жалость к себе – не бездонная пучина, в которую вы время от времени с удовольствием погружаетесь, а момент признания и принятия себя в этой ситуации, то она – конструктивна. Жалость – фиксация некой точки во внутреннем мире, где нам плохо и больно. Пожалели себя – и двинулись дальше. Я думаю, что есть «взрослая жалость» – это душевный труд, это способность обнаружить себя или другого в тяжелых переживаниях и чувствах.

Разделить или обесценить?

Потребность в жалости, поддержке, означает, что человеку нужен взгляд со стороны. Нужно, чтобы кто-то другой подтвердил: «Да, это действительно плохо. Тебе трудно. У тебя есть повод для переживаний».

Но услышав о проблемах других, мы вместо того, чтобы сказать: «Я понимаю, как тебе тяжело» зачастую презрительно машем рукой: «С работы уволили? Да подумаешь! Меня однажды…» «Мама в больницу попала? Это еще ничего! А вот мой дедушка в 2000 году…»

Почему мы это делаем? Почему мы обесцениваем чужие переживания? Мне кажется это связано с тем, что люди плохо выносят чужие эмоции. Мы до последнего стараемся не замечать их. Но когда не замечать уже невозможно, начинаем спасать. Мы привыкли что «чуть-чуть жалко» не считается, жалко должно быть очень. Но те, кого очень-очень жалко, они же заведомо не такие как мы, а намного хуже, слабее, иначе бы мы их жалеть не стали, иначе бы они сами справились. Вот отсюда, наверное, и миф, что жалость унижает.

Обесценивание – это способ справляться с чужими переживаниями. Иначе придется «впрягаться» в ситуацию. Почему-то у нас так – или мы игнорируем человека в его трудной ситуации, или спасаем, вытаскиваем насильно из тех переживаний, в которых он оказался. Середины нет. Я думаю, что примерно 90% наших соотечественников – спасатели. Созависимые спасатели.

«Хорошо, я его пожалею. Но тогда мне придется что-то делать!» – говорят мои клиенты. Для меня стало открытием, что так рассуждают многие. Вы уверены, что придется? Как правило, никаких подвигов от вас не ждут. Если нам говорят о печали и горечи, мы не обязаны «что-то с этим делать». Чаще всего, достаточно просто выслушать. Многие люди нуждаются просто в том, чтобы кто-нибудь «побыл» с ними в момент тягостных переживаний.

Спасу, но не пожалею

Созависимая жалость – странное, но очень распространенное чувство. Тот, кто жалеет – ощущает себя спасателем и героем, а тот, кого жалеют – бессильный убогий человек. Я не знаю, как получилось, что мы попадаем в такую связку постоянно. Если один говорит о своей печали и боли, второй сразу делает стойку: «Мне говорят о проблемах. Я обязан облегчить страдания!». Или наоборот: «Со мной делятся неприятностями. Но я не мамочка, спасать не буду! А ну-ка не раскисай!»

Еще один парадокс: у всех «спасателей» нарушенные отношения с жалостью. Казалось бы, где помощь, там должна быть жалость к тому, кому помогаешь. Но это чувство у «спасателей» под запретом, потому что оно «стыдное». И они убегают от него в бурную деятельность по спасению или выходят из контакта: «Я не собираюсь тебя жалеть! В этом нет смысла. Соберись, тряпка. Я покажу тебе как».

Мы с детства усвоили: нельзя себя жалеть. Жалостью не поможешь. Надо что-то делать! Иначе не примут в пионеры.

С жалостью у нас вообще все очень запутано. Ведь она еще и от пола зависит, женщину пожалеть еще можно. Но пожалеть мужчину – значит точно унизить его. «Если тебя жалеют, значит, ты – не мужик» и у самих мужчин – железный запрет на это чувство: «Не надо меня жалеть!». А у нас в тяжелые ситуации разве только женщины попадают? Получается, что мужчин вообще нельзя жалеть, чтобы не оскорблять их подозрением в немужественности.

У нас очень любят говорить: «Мне никого не жалко», «Мне жалко только детей» «Мне людей вообще не жалко, только собак, потому что они беззащитные». Знакомо?

Возможно, все это связано с тем, что в течение нескольких поколений мы были на грани выживания. Когда речь идет о выживании на чувства полагаться опасно. Жизнь наладилась, а привычка не жаловаться и не жалеть – остались.

Запакованные эмоции и что с ними делать

Все человечество мы не спасем, но разобраться в своих эмоциях – можно попробовать. Для начала нужно их увидеть и назвать по имени. Того, кто начнет работать со своими чувствами, ждет множество открытий. Человек, который оценивает себя как «бесчувственного» зачастую просто загнал свои чувства глубоко внутрь.

Девочки вспоминают, как папа говорил: «Ты должна сама справляться», а мама говорила: «На мужиков нельзя надеяться». Представляете, что получается при совместной работе этих двух программ? А ведь программ у нас не две, а гораздо больше, огромное количество эмоций так и остается у нас «не распакованными», «замороженными», «окаменевшими». Это – целый пласт работы. Тот, кто на нее решился, может под этими завалами обнаружить себя настоящего.

Что делать, если вы столкнулись с обесцениванием? Ставить границы. Говорить собеседнику о чувствах, которые вызывают его слова: «Не нужно говорить со мной так», «Мне неприятно, когда ты так говоришь. Мне кажется, что ты не видишь меня», «Не надо советов, пожалуйста, просто послушай меня». Каждый из нас может сказать: «Нет» навязчивому спасению или обесцениванию, но большинство ни разу не пробовали. Но прежде чем это делать, нужно понять, чего вы хотите от человека и от ситуации.

С жалением еще более тонкий вопрос: очень важно видеть, в какой именно поддержке я сейчас нуждаюсь и уметь просить об этом. Поверьте, от этого она не станет менее ценной. Возможно, я жду от человека нежных объятий, а он мчится за цветами, чтобы меня порадовать. В итоге никому от такой поддержки не будет ни пользы, ни облегчения.

Сейчас я уже могу признать, что глубоко внутри я всегда очень хотела, чтобы меня пожалели, чтобы увидели мою печаль, не «впрягались» за меня, не спасали, а просто увидели мои чувства. Проходя терапию, я обрела новый опыт: меня можно жалеть, но не лишать меня ценности. Жалеть, но не унижать. Видеть мои чувства, принимать и ценить их, ведь моя ценность – и в чувствах тоже.

В терапии я научилась видеть, как умело мы не жалеем себя. Как отказываем себе в праве на жалость. Как перекрываем возможность быть обнаруженными в своей печали, умело имитируем силу, стыдимся своих чувств, надеваем маски.

Мне важно говорить об этом, потому что жаление и принятие другого – это то, что я чувствую, работая с клиентами. Так они обретают свой опыт и возвращают себе потерянные частички души, возвращают целостность.