Open
Close

Страх наказания у взрослых как избавиться. Я и страх. Кто главнее? Почему мы боимся отвечать за свои действия

Как ни парадоксально, причина любого страха коренится в страхе смерти, но страх же и помогает нам выжить. Никому не надо объяснять, что такое страх, но у страха много лиц. Только увидеть под маской вины, обиды, ненависти, гнева, ревности, зависти, лжи страх бывает непросто. Но увидев его, приходит ясное понимание других и себя.

Люди, которые причинили нам страдание, были такими же запуганными, как вы сейчас. Страх - это недостаток доверия в нас к другим. Из-за него мы не доверяем жизни. Мы вынуждены осуществлять жесткий контроль. Очевидно, это и есть причина нашего страха: не всё поддается контролю. Страх ограничивает возможности нашего сознания. Люди постоянно боятся заболеть, потерять крышу над головой и т. д.”. (Луиза Хей)

Чтобы побороть страх, необходимо увидеть причины страха, и отсеять те из них, что имеют иррациональные корни. Наберемся смелости и посмотрим в лицо страху. Он не так страшен вблизи...

Преодоление страха невозможно без "опознания" страха. Вы удивитесь, когда увидите под какими масками прячутся страхи человека:

Стыд - это страх наказания, страх одиночества , страх быть отвергнутым. Одновременно с чувствами стыда и страха у человека появляется также и чувство вины - либо перед окружающими его людьми, либо перед самим собой.

Вина это страх быть ненужным, страх быть исключенным, страх потеряться, страх умереть в одиночестве, забытым. Легко совершать подвиги, когда это все видят. Страшно умереть оклеветанным, обвиненным, виноватым. Еще страшнее, когда у человека нет возможности оправдаться или как бы искупить вину, доказать, что он не виновен. Человеку страшно умирать в вине. Страх быть забытым, страх исчезнуть, страх быть исключенным. Вина – это страх быть ненужным никогда и никому.

Ложь – это страх наказания себя другими или самим собой. Ложь – это форма психологической защиты, возникающей из-за отсутствия доверия. Причина лжи - болезненное стремление к самоутверждению. Хотеть быть хорошим - что может быть приятнее?

Обида - это страх, что наши потребности не будут удовлетворены, страх чувствовать доверие жизни, страх потерять контроль, страх неизвестности, страх отказаться от стереотипного мышления, страх взять ответственность за свою жизнь и за свое благополучие в свои руки.

Злость – это страх бессилия из-за угрозы индивидуальности. Злость появляется когда возникает угроза нарушения границ: физических (ударили, украли, заболел и т. д.), эмоциональных (обидели, не поняли, предали, унизили, обманули, зло критиковали и т. д.), духовных (навязывание ложных духовных ценностей).

Гнев и страх – это оборотные стороны одной медали. Гнев - это страх, превратившийся в защитный механизм. В первую очередь гнев – это страх боли: страх перед физическим вредом, страх перед потерей контроля, страх от последствий своего поведения, страх потери статуса и так далее.


Ревность – это страх потери контроля над ситуацией, страх потери человека или людей, которые помогают самоутвердиться, страх потери уверенности в себе.

Ненависть – это страх отсутствия любви . “Ненависть - это полярная противоположность любви, в том же смысле, как болезнь полярно противоположна здоровью. Если ты кого-то ненавидишь, сначала ты должен многими способами ранить собственную душу; ты должен наполниться ядом, прежде чем выбросить его на других ”. (Ошо)

Зависть – это страх быть недостойным, страх унижения и одиночества.

Презрение (отвращение) – страх оказаться причастным к тому, что человек презирает, страх потери уважения и признания обществом, страх потери собственного достоинства; непонимание себя, страх обладать самому негативными качествами другого.

Чтобы знать, как избавиться от страха, недостаточно разглядеть маски страха, нужно еще и понять почему происходит искажение страха в другие чувства и эмоции. Ведь цена страха - "беспричинная" неотступная тревога. Признавая наличие страха, вы разрушаете власть страха, но должны признать причину проблемы в себе. Горькая правда заключается в четырех истинах.

Во-первых, человек оказывается не в безопасности, он чувствует угрозу своему физическому и, в особенности, психическому благополучию, спокойствию, чего не было раньше, когда он закрывал глаза на страх.

Во-вторых, он уже не может винить других, ему придется осознать свои негативные эмоции, не одобряемые стереотипами общества, и принять себя со всеми недостатками, понимая при этом, насколько все это естественно и нормально.

В третьих, он должен отказаться от идеализации (признать не только их достоинства, но и недостатки) ценных для него людей и объектов.

В четвертых, позволить себе делать выбор согласно своим потребностям, а не выбору значимых для него людей, даже с риском потерять их благосклонность и любовь. Rating 5.00 (2 Votes)

10.7. Боязнь наказания

Старые, основанные на страхе методы воспитания детей с помощью запугивания, критики, неодобрения и наказаний еще не утратили своей силы, такие устаревшие методы воспитания, как крики, оплеухи, наказания, заточение, неодобрение, унижение и упреки, оказывают на них гораздо более сильное негативное воздействие. В прошлом тумаки заставляли детей бояться авторитета и следовать правилам. Сейчас они влекут за собой диаметрально противоположные результаты. Боязнь наказания дети компенсируют агрессивным поведением, отвечают насилием на насилие.

Естественно, такие методы воспитания не приносят пользы, а в ряде случаев травмируют психику ребенка. А. И. Захаров пишет в связи с этим: «Вспоминается наказанный воспитателем мальчик четырех лет, которого в связи с единственным случаем непроизвольного обмачивания на прогулке долго при всех стыдили, а затем закрыли в туалете. Следствием такого «воспитательного мероприятия» явились длительные нервные подергивания лица и тела. В другом случае девочку восьми лет закрыл в темном сарае на даче мальчик. Вечером девочка долго не могла заснуть и кричала во сне. В последующие дни голос прерывался от волнения, и вскоре было замечено заикание, прошедшее только после серии направленных лечебных игр».

В процессе учебы и профессиональной деятельности страх наказания может сковывать инициативу людей, «связывать руки». Они готовы отказаться от многих своих желаний только потому, что боятся наказания в случае провала или совершения ошибки.

Строгое и жестокое воспитание нарушает эмоциональное развитие ребенка и ведет к развитию тревожных расстройств, социальных фобий, приступов паники, убеждены канадские психотерапевты .

Жесткая дисциплина в семье, физические наказания и психологическое давление на ребенка – все это оказывает сильное негативное воздействие на детское сознание. Ктаким выводам пришли специалисты после изучения того, каким образом анатомия и физиология мозга зависят от воспитания в детстве.

Провели сканирование мозга подростков с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии и соотнесли результаты с симптомами страха и тревоги из-за строгого воспитания в семье. Оказалось, что две специализированные структуры в мозге образуют цепи страха и играют роль посредника в возникновении беспокойства.

По материалам Интернета

В какой-то момент страх захватывает ребенка настолько, что он больше никогда не делает то, чего действительно хочет. Эта помеха мешает повзрослевшему человеку быть самим собой и заставляет только казаться кем-то для других. Возникает желание всем угодить, чтобы в глазах других казаться тем, кем его хотят видеть.

При этом страх перед наказанием используется обществом в различных формах для профилактики и проявлений «неправильного» поведения как детей, так и взрослых. Например, страх перед наказанием оказывает профилактическое воздействие на проявление агрессии, если учитываются некоторые факторы.

Первый фактор эффективности наказания: сила гнева потенциального агрессора. Исследования ученых показали, что при умеренной провокации и соответственно несильном гневе страх перед наказанием может уберечь человека от открытой агрессии. Когда же провокация и возникающий при этом гнев по-настоящему сильны, страх наказания может совершенно не оказать на агрессора никакого сдерживающего влияния. В ярости он совсем себя не контролирует.

Бэрон в ходе эксперимента выделил две группы испытуемых. Затем помощник исследователя в одной группе провоцировал гнев у ее участников, тогда как другая группа не испытывала провокаций с его стороны. После этого испытуемым обеих групп предоставили возможность «отплатить по заслугам» обидчику разрядами электрического тока. При этом одной трети участников опыта сообщили, что их жертва никогда не сможет отомстить им. Другой трети сказали, что им, вероятно, представится возможность отомстить. А третьи узнали, что у них наверняка будет возможность «вернуть должок». Результаты опыта показали, что сила тока электрического разряда, которую выбирали неспровоцированные участники, снижалась по мере того, как возникала вероятность ответного удара. Следовательно, в данном случае страх ответного возмездия (наказания) оказывал непосредственное влияние на испытуемых. Зато спровоцированные испытуемые практически не испытывали страха перед возможным ответом (наказанием). Такие результаты свидетельствуют, что страх наказания может быть весьма эффективным, но только в том случае, когда потенциального агрессора не провоцировали сильно и интенсивно.

Второй фактор: размер выгоды от агрессивного поведения. Еще одним фактором, усиливающим или ослабляющим страх перед возможным наказанием, может быть осознание того, насколько выгодно будет прибегнуть к агрессии. Когда результатом агрессии может стать получение, например, огромной денежной прибыли или переход на значимую ступень в социальной иерархии, страх возможного наказания может уже не остановить потенциального агрессора от совершения агрессии. И наоборот, когда выгода неочевидна или незначительна, страх наказания, скорее всего, воспрепятствует агрессивному поведению.

Третий фактор: сила возможного наказания. Страх наказания будет дополнительно усиливаться в зависимости от суровости наказания, что и было доказано исследованиями, однако был выявлен ряд исключений из этого правила, поэтому влияние страха наказания на открытую агрессию будет относительно невелико до тех пор, пока страх не станет очень сильным. Но верно и обратное – сила страха, испытываемая перед наказанием, определяет, насколько эффективно само наказание.

Четвертый фактор: неотвратимость наказания. Еще одним весьма значительным фактором, влияющим на страх перед наказанием, является вероятность того, что агрессор понесет неизбежное наказание. Пустые угрозы, редко и бессистемно осуществляемые, на практике могут даже спровоцировать агрессию. Например, воспитатели и родители часто злоупотребляют угрозой наказания, не реализуя само наказание: «Если будешь обижать Колю, никогда больше не разрешу тебе играть с ним», «Не хочешь быстро собираться в детский сад, оставлю одного дома», «За то, что плохо себя ведешь, переведу в младшую группу». Рано или поздно ребенок поймет, что угроза остается лишь угрозой. Но на данном этапе невыполнение обещания рождает у него надежду на безнаказанность, тем самым подрывая авторитет взрослых.

Поглощающее мысли и чувства человека ощущение своей вины, готовность к признанию виновности отбирают способность к борьбе, лишают мужества и приводят в постоянное трусливое состояние.

Признание вины порождает страх наказания. Пропадает мотивация принимать решения в сложных ситуациях, человек боится не последствий собственного выбора, а наказания за его принятие.

Психология боязни

Опасения подобного рода, испытываемые при необходимости взять на себя ответственность, находятся в разных сферах.

Объединяет эти аспекты их важность для человека и тревога, связанная с необходимостью принимать определенные действия:

  1. Наказание может выражаться, как лишение определенных прав владения. К этой категории относятся и материальные вещи, и такие понятия, как социальный статус, занимаемая должность, сохранение стабильности во взаимоотношениях с другими людьми. Зависимые люди панически боятся потерять покровительство близких или начальства.
  2. Самым жестоким наказанием для многих становится осуждение за ошибку, когда молчание будет убивать страшнее крика или рукоприкладства. На подсознательном уровне игнорирование побуждает во внушаемом человеке ассоциации с исчезновением и смертью. Когда тебя не замечают, появляется ощущение, что ты перестаешь существовать.
  3. Распространенным является страх наказания материальными санкциями. Примером такой боязни может быть опасение лишиться наследства, части имущества в ходе семейного конфликта или лишение для школьника карманных денег в качестве воспитательной меры.
  4. В значительной мере модулирует поведение опаска санкций со стороны государства посредством фискальных и правоохранительных органов. Штрафные или административные взыскания становятся препятствием для ответственного и честного поступка.

Страх наказания

У детей

Беспричинного появления боязни детей перед наказанием не бывает. Родители недоумевают при таких признаках поведения малыша. Они не хватаются при каждом конфликте за ремень, не кричат, а ребенок, тем не менее боится.

В подобной ситуации причина часто лежит на поверхности, и не является тайной за семью печатями:

  • взрослые обращаются с маленьким человеком слишком властно, не допускаются даже малейшие возражения, способные поколебать устои родительского авторитета;
  • к ребенку предъявляются завышенные требования: в душу маленького человека вселяется боязнь быть нелюбимым и отвергнутым, а для него это представляется самым худшим наказанием;
  • страх наказания родителями часто испытывают дети с так называемой «врожденной интеллигентностью», несоответствие темпераментов и уровня культуры общения часто оказывается далеко не в пользу родителей; жизнь ребенка с утонченной психикой в атмосфере грубости и невысокого уровня культуры превращается в настоящую пытку.

У взрослых

В основе этого явления лежит распространенное заблуждение, которое свойственно большинству людей. Человек программирует себя на то, что любая ошибка неизменно сопровождается последующим наказанием.

Есть два варианта событий, вытекающих из подобного умозаключения:

  1. Вы находитесь в состоянии ожидания кары за допущенный промах.
  2. Вы сами наказываете подчиненных, родственников, коллег. (Второй случай всегда выполняется с гораздо большим удовольствием и успехом).

Страх наказания связывает человека узами безинициативности и боязни негативного результата при попытке самостоятельного решения какой-либо проблемы. Наказание, даже теоретическое, становится доминантой, определяющей образ мышления и поступков.

Такую поведенческую модель с полным основанием можно назвать «страусиной» — голова в песке и никаких проблем. Почему-то забывается, что почти всегда находится доброхот, который с огромным наслаждением поддаст пинка стоящему в такой позе.

В роли такого доброжелателя обычно оказывается наша жизнь, не прощающая страха и апатии.

Как избавиться от фобии

Приняв решение изменить собственное поведение, родители могут дополнительно воспользоваться советами психологов по преодолению страха наказания у детей:

  1. Игра в «Пятнашки» . Шутливо угрожая малышу, пятнающий взрослый постоянно подыгрывает ребенку, восхищается его ловкостью, шутит, приучает к несерьезности наказания. Таким образом происходит процесс снижения уровня страха, малыш чувствует себя равным по отношению ко взрослым и более раскованным.
  2. «Жмурки» . Выступающий в роли гротескного Бармалея взрослый пытается вслепую определить местонахождение участников, чтобы наказать и расправиться с ними. Затем каждый ребенок тоже выполняет эту роль. Игра оказывает помощь в преодолении боязни замкнутого пространства, темноты и наказания.

Есть еще несколько активных игр, способных эффективно бороться с этим явлением в детском возрасте. Но каждый родитель обязан помнить о главной истине – ребенок, ощущающий любовь, теплоту и поддержку, никогда не будет испытывать чувства страха. Допущенные ошибки должны стать причиной для дружеского анализа, а не поводом для экзекуции.

Как побороть паническое настроение взрослому человеку:

  1. Необходимо проникнуться сознанием, что очень часто допущенная ошибка на самом деле не является промахом. Как часто кажущаяся промашка спасала жизнь человеку. Главенствующим должно быть убеждение, что произошедший казус станет ступенькой на пути к успеху.
  2. Испытывая страх наказания, не следует забывать, что наказывают вас люди. А таким правом обладает только тот, кто имеет над вами власть. Это и друг, от которого вы зависите, и начальник на работе, и один из супругов. Ошибочно стараться не допускать ошибки. Гораздо целесообразнее не попадать в зависимость от окружающих. Самостоятельность и уверенность в себе, выработанная жизненная позиция избавят от страха перед наказанием.
  3. Принимайте взыскание не как наказание, а как безвозмездно предоставленную помощь. Взгляните на ситуацию совершенно по-другому: ведь можно было и не заметить собственной ошибки. А раз вас наказали – значит, неравнодушны к вашей деятельности, заметили и предоставили шанс не повторять ошибку в будущем.

Принимая наказание как двигатель своего прогресса, полностью устраняешь страз перед ним. Зачем бояться того, что помогает личностному росту? Все, что происходит с нами в жизни – самый лучший из существующих мастер-классов.

Видео: Говорит психолог

Страх мой – враг мой. Как помочь ребенку избавиться от страхов Татьяна Львовна Шишова

Страх наказания, крика и т. п

Страх наказания, крика и т. п

Тут, как говорится, «нет дыма без огня». Хотя вовсе не обязательно страх наказания у детей свидетельствует о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допускают возражений. Или предъявляют завышенные требования, и в детской душе поселяется страх быть отвергнутым, нелюбимым, а ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!

Подчас страх наказания, боязнь крика или даже разговоров на повышенных тонах бывают обусловлены несоответствием темпераментов и, главное, культурного уровня родителей и ребенка. Причем не в пользу родителей. Да-да, говорят же о «врожденной интеллигентности»! Такому ребенку жизнь в грубой, малокультурной среде причиняет подлинное страдание. Его утонченность - особенно сейчас, когда престижно быть «крутым» - как правило, вызывает у родных раздражение, и он превращается в забитое, жалкое существо, хотя в культурной семье его за те же самые качества ценили бы и создавали условия для их развития.

Для преодоления страха наказания - разумеется, при условии, что родители изменят свое поведение - показаны подвижные игры.

1. «Пятнашки»

.

Пятнающий взрослый может угрожать: «я тебе покажу!» «лови его!», а затем, незаметно подыгрывая ребенку, говорить с похвалой: «смотри, какой ловкий!», «надо же, никак не могу догнать!», «устал! сдаюсь!». Подвижные игры всегда вызывают много радости, поэтому угрозы воспринимаются как шуточные, но у ребенка незаметно снижается страх перед ними в реальных отношениях. Прикосновение, легкий удар в игре в какой-то мере имитируют физическое наказание. Со временем можно усугубить этот момент, гоняясь друг за другом с пластмассовыми кеглями. Это драматизирует ситуацию, да и, оказавшись в роли водящего, ребенок, пусть и шутливо, может впервые в жизни угрожать взрослому, оказаться с ним на равных.

Затем для пущего драматизма полезно, пригласив в игру еще нескольких детей, сделать страшные и комические маски. В маске ребенку труднее будет следить за водящим, поэтому игра потребует еще большей ловкости и находчивости.

2. «Жмурки»

Игра, предложенная А. И. Захаровым, для детей от 3 лет .

Отличие этого варианта от широко известной игры состоит в том, что взрослый в роли водящего задает тон, шутливо угрожая во что бы то ни стало найти ее участников и расправиться с ними, т. е., выступает в роли этакого гротескного злодея Бармалея. Дети же должны хранить полное молчание, сдерживаясь даже, когда «Бармалей» подходит к ним почти вплотную. В крайнем случае можно издать только звук «у-у-у-у!». Тот, кто обнаружит себя раньше времени, либо получает штрафные очки, либо выбывает из игры. Поймав «жертву», водящий, как и положено в «жмурках», должен опознать ее на ощупь. Водят все по очереди. Игра длится в среднем 20–30 минут, чтобы каждый несколько раз побывал в роли водящего. Кроме страха наказания, «жмурки» помогают преодолеть страх темноты и замкнутого пространства.

3. «Вышибалы»

Игра для детей 5–9 лет .

Это довольно известная игра, хотя в последние годы она, увы, далеко не так популярна, как лет десять-пятнадцать назад. Играют в нее на свежем воздухе. В игре участвуют как минимум трое: двое игроков, стоя друг напротив друга на расстоянии 5–8 метров, пытаются попасть мячом в третьего, стоящего между ними, и тем самым «вышибить» его из игры. Если «вышибаемому» удается поймать мяч на лету, он получает очко (аналог дополнительной «жизни» в компьютерных играх), и, соответственно, возможность расплатиться этим очком, когда «вышибающие» все же попадут в цель. Желательно, разумеется, чтобы в игре участвовал взрослый, которого боится ребенок. Если это не получается (например, строгий отец наотрез отказывается «заниматься ерундой»), подключите к игре другого взрослого того же пола и примерно того же возраста.

4. «Сердитый утенок»

Игра для детей 4–6 лет .

Робкие, «затюканные» дети часто боятся даже в шутку изобразить гнев. Особенно в присутствии взрослых, которые вызывают у них страх. Поэтому очень полезно постепенно снимать эмоциональное торможение, разыгрывая с ребенком пантомимические сценки, в которых он будет играть роль рассерженного персонажа. Например, утенка (перевоплотиться в него нетрудно; стоит вытянуть вперед губы, и получится смешной утиный клювик). Пусть малыш покажет, как утенок сердится, а потом придумает, на кого он рассердился. Естественно, показ должен сопровождаться одобрительными возгласами и аплодисментами взрослых. Это можно даже сделать номером домашнего концерта. Например, утенок хочет поймать червячка (шнурок, который тянет кто-то из родственников), а червячок уползает. Утенок сердится (ребенок хмурится, топает ногой, сжимает кулаки и т. п.).

Из книги Марихуана: мифы и факты автора Линн Циммер

5. Законодательство и наказания за правонарушения, связанные с марихуаной МИФПравонарушения, связанные с марихуаной, строго не наказываются. Лишь немногие нарушители законов о марихуане подвергаются аресту, и почти никто из них не попадает в тюрьму. Такое

Из книги История розги автора Джеймс Глас Бертрам

Глава XIV Корнелий Адриан и телесные наказания Рассказ о Адриане и его институте бичевания является замечательным эпизодом в истории сечения и проливает свет на ее тайны, открывая злоупотребления этим оригинальным способом покаяния. Самые значительные факты из истории

Из книги Душевный свет автора Лууле Виилма

Глава XIX Судебные и церковные наказания в Шотландии Хотя Шотландия не может гордиться такими отъявленными преступниками, как Тит Ват, которому мы посвятили несколько строк выше, все-таки применение здесь телесных наказаний в семнадцатом и восемнадцатом столетиях не

Из книги Все дыхательные гимнастики. Для здоровья тех, кому за… автора Михаил Борисович Ингерлейб

Глава XXI Наказания розгами в тюрьмах Тейлор говорит: Я думал, что тюрьма была школой добродетели, Домом для занятий и для размышлений, Местом для духовного воспитания и исправления! Тем не менее Смоллет не разделяет подобного взгляда в своем труде, где он описывает

Из книги Политическая преступность автора Чезаре Ломброзо

Глава XXXV Наказания в войсках Долгое время среди наказаний в войсках телесные занимали первое место. Древние римляне послужили примером для других наций, что мы ясно видим из сочинений Ливия, Полибия и Тацита. Большинство европейских народов производило в позднейшие

Из книги Преступный человек (сборник) автора Чезаре Ломброзо

Глава XLI Школьные наказания Царь Соломон сказал: «Кто пренебрегает розгой, тот враг своему сыну, тот же, кто любит своего сына, время от времени наказывает его», и этот афоризм постоянно оставался неоспоримым. Учителя постоянно считали розгу какой-то панацеей и не могли

Из книги автора

Глава I Телесные наказания у римлян – I В первобытные времена человек в глубине лесов был так же свиреп в припадке гнева, как и разнуздан при удовлетворении своего сладострастия; законодатель сумасбродный, судья пристрастный, тюремщик строгий и палач жестокий, он

Из книги автора

Глава II Телесные наказания у римлян – II У римского писателя Светония мы находим довольно подробное описание практиковавшихся в его время телесных наказаний рабынь в домах патрициев. Из этого рассказа, который мы переводим полностью, читатель увидит, с какой утонченной

Из книги автора

Глава III Телесные наказания у римлян – III

Из книги автора

Глава IV Телесные наказания у римлян – IV

Из книги автора

Глава XXI Телесные наказания в США и Голландии Негры Северо-Американских Соединенных Штатов имеют плохую репутацию. В негре соединилось смешное с грустным, это – особа комичная и напыщенная, говорящая на странном английском языке и поющая неблагозвучные песни. Конечно,

Из книги автора

Глава XXV Телесные наказания в современное нам время Про императора Вильгельма недавно рассказывали во французских газетах следующий анекдот: император присутствовал в своей трибуне на скачках; свежий, одетый в прекрасно сшитый мундир, окруженный блестящей свитой из

Из книги автора

Страх страхов: страх, что меня не любят Материализм преподал человечеству урок властвования над женщиной. Властвование есть негативность. Для того чтобы жизнь складывалась хорошо, нужно привести физический и духовный мир в состояние равновесия.Наипервейшая сторона

Из книги автора

От первого крика до последнего вздоха… Такова уж общая черта человеческой натуры – не обращать никакого внимания на предметы и явления близкие и привычные, как бы они не были важны. Отношение людей к собственному дыханию выступает почти абсолютным доказательством

Из книги автора

Из книги автора

Глава 2. Наказания 1) Юридические основы понятия о политическом преступлении. Процесс эволюции этого понятия выясняется предшествующим историческим очерком. Вначале, когда право отца семьи было перенесено на вождя племени, то этот последний в награду за свои заботы об