Open
Close

Как избавить ребенка от страхов — советы психолога. Не бойся - я с тобой Как помочь ребенку перебороть страх

Владислав Сотников

Часто родители сами провоцируют возникновение страхов у детей. Например, ребенок пугается не столько какого-то явления, сколько реакции взрослого на него. И не всегда эта ситуация сопровождается бурными эмоциями и криками «не трогай!», «отойди!» или открытыми запугиваниями «Видишь вон того дядю? Сейчас он тебя заберет».

В литературе описан случай терапии девочки с явно немотивированным страхом похода в школу. По результатам работы с мамой было выяснено, что в школу они ходили маршрутом, который в собственном детстве мамы связан с сильной травмой. И проходя каждый раз с дочерью мимо этого места, она инстинктивно сильно сжимала руку ребенка. И девочка воспринимала это как сигнал об опасности, поэтому стала бояться школы.

Как понять, что ребенка мучают страхи

Малыш не всегда говорит открыто о своих страхах - иногда просто потому, что еще не умеет разговаривать. Необязательно сразу идти к психологу, потому что любой родитель может заметить это сам, присмотревшись к поведению ребенка.

Например, известный своими трудами по изучению привязанности родителя и ребенка английский психолог Джон Боулби описывал систему внешних признаков, которые назвал «индикаторами страха»: осторожное всматривание, сочетающееся с подавлением двигательной активности, испуганное выражение лица, поиск контакта с кем-либо.

В старшем возрасте страх может маскироваться различными телесными недугами.

Часто от школьника перед контрольной можно услышать, что у него болит голова, живот, поднялась температура.

Реальное наличие или отсутствие этих симптомов принципиального значения не имеет, факт остается фактом: за реальным или мнимым их наличием скрывается страх, о котором ребенок не может или не хочет говорить открыто.

Есть такая экспресс-диагностика эмоционального состояния. Например, в течение 3-5 дней родитель должен отслеживать у ребенка следующие проявления:

Беспокойство, нервозность в течение всего дня;

Проблемы с концентрацией внимания на чем-либо;

Напряжение мышц лица, шеи;

Плаксивость, капризность;

Проблемы со сном и засыпанием.

Если хотя бы что-то из перечисленного проявляется систематически, то необходимо обратиться к специалисту за более тщательной диагностикой.

Почему малышам легче справиться со страхами

А надо ли вообще бороться со страхами? Несмотря на то, что эволюционно страх несет охранительную функцию (не побоялся, полез в темную пещеру - стал ужином для его обитателя), существование в роли «премудрого пескаря» в нашей жизни несет мало удовольствия, поэтому бороться и преодолевать страхи нужно.

Как показывает психологическая практика и многочисленные публикации коллег,

наиболее «благодарным» возрастом для работы со страхами является дошкольный и младший школьный возраст.

В этот период работа со страхами наиболее эффективна, так как впоследствии страхи наслаиваются друг на друга, вытесняются, маскируются - и приходится тратить больше усилий, чтобы добраться до корня проблемы. Работа со страхами у малышей вполне может идти без специального профессионального вмешательства.

Ребенок боится темноты - купите ему ночник; ночью его одолевают чудовища - создайте с ним магический предмет, который будет его защищать; ему страшно оставаться дома - возьмите ему домашнего питомца, с которым он будет проводить время, пока вы не вернулись с работы.

Ну и, конечно, огромный терапевтический потенциал несет в себе игра - волшебное действо, позволяющее ребенку в максимально безопасных условиях пережить ситуацию страха.

Страшное надо сделать смешным или ничтожным, а себя - большим и сильным.

А можно в буквальном смысле закопать свой страх в песок! Взять для этого фигурки, ассоциирующиеся со страхом (животные, насекомые, машинки, шприцы и тому подобное), или, если нет таковых, сделать их из пластилина, а потом торжественно закопать их во дворе или в тазике с песком.

Если ребенок хочет, то их можно достать, подержать в руках, посмотреть, какие они жалкие, и отправить в мусорку. Все эти несложные, но увлекательные действия оказывают колоссальное влияние на преодоление страхов детьми.

Три хитрых приема для избавления ребенка от страхов

Ребятам далеко не всегда просто раскрыться и перешагнуть через свои страхи и переживания. Для работы с такими ситуациями мы используем эти простые приемы.

Движение маленькими шажками

Принцип, что человека, который боится плавать, можно выбросить на середину озера, конечно, работает, но иногда заканчивается плачевно. Ребенок, испытавший ужас в попытке преодолеть свой страх, вряд ли захочет в ближайшее время попробовать снова, не говоря уже о том, что сам этот опыт может остаться травмой на всю жизнь.

Поэтому для каждого ребенка мы разрабатываем индивидуальную стратегию движения к своей цели. Например, к нам часто приезжают дети, которые боятся животных, и из-за этого не хотят участвовать в конных прогулках. Тогда мы сначала предлагаем просто издалека посмотреть на лошадей в леваде, посчитать их количество, выбрать ту, которая больше всего нравится своей расцветкой. После этого предлагаем зайти на конюшню и посмотреть на них там, если захочется - погладить или даже покормить. Когда все эти шаги пройдены, то предлагаем сесть на лошадь, если и это уже больше не страшно - то проехать на ней.

Так, страх может быть разбит на этапы, где финальное решение - попробовать или нет - остается за ребенком.

Попробуйте и вы, вспомнив какой-нибудь страх своего ребенка, разбить его на максимальное количество элементов, по которым можно было бы двигаться к его преодолению.

Взрослый всегда рядом

Ребенку важно иметь взрослого, у которого в случае необходимости можно попросить помощи и поддержки. Традиционно в младшей детской смене есть ребята, которые боятся засыпать даже с ночниками, требуют оставить включенным основное освещение. Им всегда рассказывают, что рядом, буквально в шаговой доступности, есть взрослый, к которому они могут подойти и попросить о помощи.

Бдительные дети первое время проверяют после отбоя его присутствие, а потом уже спят самостоятельно.

Взрослый может быть не только гарантом безопасности, но и активным участником игры, позволяющей преодолеть страх.

Например, если ребенок боится каких-то природных явлений (гром, молния), то можно устроить грозу в квартире. Взять кастрюли, фонарики, включать-выключать свет, а потом рассказать ребенку о том, что такое гроза и как она появляется, как правильно себя вести в этот период и почему нет никаких поводов для беспокойства.

В определенные возрастные периоды у детей возникают различные страхи. Детские страхи – это совершенно нормальное явление, просто в данные периоды взрослым нужно знать, как себя вести и как помочь своему крохе справиться с ними. Часто еще совсем маленькие дети боятся чужих людей, чуть позже у детей возникает страх темноты, потери, кто-то боится врачей, каких-либо животных, страшных персонажей из мультфильмов, сказок и так далее.

Чаще всего взрослые забывают о том, что сами чего-то боялись в детстве и порой страхи своих детей многие просто не понимают, стараясь не обращать на них никакого внимания, некоторых родителей это начинает раздражать, кто-то ругает ребенка за чрезмерную пугливость. Но этого нельзя делать ни в коем случае. Так вы еще больше усугубите положение. С детскими страхами нужно обязательно бороться, но другим способами, так, чтобы не травмировать нежную психику ребенка. Ведь то, что у вашего ребенка появились какие-либо страхи, говорит о том, что он, как никогда прежде, нуждается в вашей любви, понимании и поддержке.

Прежде всего, давайте разберемся, откуда же берутся детские страхи. Страх – это ощущение беспокойства или тревоги, которое возникает вследствие реальной или воображаемой угрозы для жизни или благополучия. Как правило, у детей такие страхи являются следствием психологического воздействия со стороны взрослых (в основном родителей), либо самовнушения. Именно поэтому важно вовремя помочь ребенку побороть свои страхи, так как многие невротические проявления взрослых являются следствием не разрешившихся детских страхов.

Детские страхи чаще всего возникают в следующих случаях:

  • при возникновении психотравмирующей ситуации, перенесенной ребенком (вызывает страх ее повторения). Этому могут послужить: укус пчелы, укус собаки и так далее;
  • если взрослые излишне часто напоминают ребенку о возникновении каких-либо неприятных ситуаций;
  • если любые самостоятельные действия ребенка будут сопровождаться эмоционально-окрашенным предупреждением о подстерегающей его опасности;
  • в случаях слишком частых запретов;
  • если в присутствии детей разговаривать о различных отрицательных явлениях (смерти, убийствах, пожарах и прочем);
  • при возникновении в семье конфликтов, и в особенности, когда их виновником выступает сам ребенок;
  • в случаях разногласия со сверстниками, неприятия ими ребенка;
  • если осознанно запугивать ребенка сказочными персонажами в случае непослушания (такими, как баба-яга, леший, водяной, бабайка).

Вследствие вышесказанного появляются возрастные страхи у эмоциональных и чувствительных детей. Но достаточно часто детские страхи являются проявлением неврозов. Косвенными причинами (предпосылками) возникновения страхов является неправильное поведение матери, которая берет на себя роль главы семьи, вызывая тем самым у ребенка беспокойство. Также плохо действует на ребенка стремление матери выйти поскорее на работу после декретного отпуска, так малыш начинает чувствовать острую нехватку в телесном общении с ней. Чаще всего страхам подвержены дети неполных семей, либо единственные дети в семье, так как они становятся центром заботы и тревог родителей. Также влияет и возраст родителей: чем они старше, тем больше их дети подвержены к возникновению тревоги и беспокойства. Сильно влияет и перенесенная мамой во время беременности стрессовая ситуация, либо неблагополучная обстановка дома, постоянные конфликты в период вынашивания ребенка. Также наличие тех или иных страхов напрямую зависит от возраста ребенка.

Так, например, для ребенка до года более типичны страхи отдаления ребенка от матери. Часто малыши боятся чужих людей и новой обстановки. Страх темноты в основном возникает у детей до 3 летнего возраста. После трех лет к страху темноты могут добавиться такие страхи, как боязнь замкнутого пространства, сказочных героев и одиночества, то есть страх быть «никем».

В пятилетнем возрасте ребенок может начать бояться пожаров, глубины, страшных снов, смерти, животных, возможен страх потери родителей, а так же быть ими наказанным. Нередки страхи перед опозданиями и заражением какой-либо болезнью.

С 6-7-летнего возраста начинаются страхи, связанные с учебой: боязнь сделать ошибку, получить плохую оценку, страх не оправдать ожидания взрослых.

С 10-11 и до 16 лет у детей возникают страхи перед изменением своей внешности, а также различные страхи межличностного происхождения.

Итак, хотелось бы сказать, что к 16 годам, при условии, что ребенок правильно развивается и здоров, страхи должны исчезнуть. Но утверждение о том, что ребенок никогда не должен испытывать негативные чувства является ошибочным. Ведь организм растет, увеличивается и познавательная деятельность, поэтому избежать появления каких-либо страхов просто невозможно, а, может быть, и не нужно. Но все хорошо в меру, поэтому если ребенку страхи мешают полноценно жить, значит с ними нужно обязательно бороться.

Так что же делать, если страхи у вашего ребенка возникают очень часто и являются причиной его беспокойства? Прежде всего, запомните, ни в коем случае нельзя делать следующего:

  • игнорировать, не замечать страхи своего чада, а также раздражаться и ругать ребенка за его излишнюю пугливость;
  • обсуждать при ребенке с кем-либо возникшие в вашей жизни проблемы, и вообще желательно оградить малыша от взрослых разговоров, так как дети очень впечатлительны, и любая мелочь может сказаться на их психике;
  • шутить по поводу страхов вашего ребенка и насмехаться над ним, пытаясь уличить его в притворстве или глупости;
  • рассказывать кому-либо о том, что ваш ребенок чего-то боится и о своих переживаниях по этому поводу, а также о проблемах, которые возникают из-за его страхов;
  • ограничивать свободу малыша. Это никак не поможет ему справиться со своими страхами и не станет препятствием в приобретении новых;
  • уговаривать ребенка стать смелым и решительным бессмысленно. Это еще больше усугубит положение – ребенок потеряет веру в то, что он может справиться со своими страхами собственными силами, пока не повзрослеет;
  • позволять ребенку бесконтрольно смотреть телевизор, особенно фильмы ужасов, либо читать книги или журналы с изображениями страшных персонажей.

А вот то, чем вы сможете помочь своему ребенку в борьбе с его страхами:

В том случае, если у вас никак не получается помочь ребенку побороть страхи, необходимо обратиться к специалисту, так как страхи, от которых ребенок не избавился до 10-летнего возраста служат фактором развития тяжелых неврозов, а также могут послужить причиной алкоголизма и наркомании в будущем.

Также следует обратить особе внимание на ребенка, если:

  • у него появился необычайно сильный страх, который не соответствует по своей силе вызываемой его ситуации;
  • несоответствие страха и ситуации, которая привела к его возникновению;
  • у ребенка затяжное состояние страха, которое привело к выраженному нарушению сна, аппетита и пр.
  • если ребенок явно пытается избегать ситуации, вызывающей у него страх.

Таким образом, если ваши дети испытывают страхи, стоит помнить, что для того, чтобы избавиться от детских страхов требуется немалое время, а также помощь, понимание, любовь и поддержка со стороны родителей.

Вот такой вопрос от читателя по имени Дулат. Тема воспитания, думаю, будет интересна многим:

Нашей старшей дочке 4 года. Она очень трусливая, боится всего: темноты, домашних животных, незнакомцев, детей и т.п. Не знаем, что с ней делать, как ей помочь.

Я предполагаю, что это вследствие того, что мы раньше с супругой (в первый год жизни) часто ругались, не понимая какой урон мы наносим ее психике. Но сейчас я стараюсь уходить от конфликтов с ней и вот уже 2-3 года сейчас мы с ней ладим. Но вот дочка видимо не может это забыть.

Прошу вас помочь советом, как быть? Обращались уже и к психологам и знахарям, не помогает, говорят, что с ней все нормально, пройдет и т.п..

Насколько я знаю, у вас тоже есть дочь, и я очень надеюсь, что вы откликнитесь. Заранее благодарю вас.

Дулат, благодарю за активность, с радостью поделюсь своим опытом в воспитательной работе.

В своё время, я столкнулся с похожей ситуацией. Пока дочка была совсем маленькой, большую часть времени с ней проводила бабушка. Коляски, первые шаги и прочее. Ну а что такое традиционный бабушкин подход, это мы знаем – основная задача – максимально уберечь чадо от внешних воздействий. Эдакий вариант наседки.

И, как-то раз, годика в три, отправились мы на прогулку, встретили самую обыкновенную собаку, и, в глазах дочки я увидел неподдельный ужас. Спряталась за ногу, прижалась, вся дрожит. На вопрос, что случилось, ответ один – страшная собака, может укусить.

Думаю, несложно догадаться, что все это объяснила бабушка. Раз сто повторила, и у мелочи сформировалась устойчивая реакция, со всеми вытекающими.

Сразу хочу обозначить свой подход к подобным вещам. Это не есть однозначно плохо. Воспитание хорошо тогда, когда оно разнообразное. Не случайно, в семьях несколько поколений взрослых проживают. Дедушкин и бабушкин подход, он, конечно, в чем-то неправильный, но, вместе с этим, даёт такую мягкость, правильность, искренность. Да и пытаться переделать смысла нет, всё равно, они будут поступать по-своему.

В этом плане, лучший пример – Арина Родионовна, она совсем не продвинутой и не боевой личностью была, зато, сколько правильного вложила во внучка. Всю жизнь, потом вспоминал.

Так и здесь. Есть ситуация, надо с ней работать.

Не питайте иллюзий, что будет сразу быстрый результат. Страхи заседают очень глубоко, особенно, если они подкреплены реальными событиями. Их не надо пытаться побороть, их можно заменить на иную модель поведения, более правильную.

Я придумал ход. Стал играть с дочкой в волшебников. Тема эта актуальна, мультиков и сказок по теме много, вот, как раз в этой струе и надо действовать.

На тот момент, был очень популярен мультик про Вингз и Триксов. Вингз хорошие, Триксы, естественно, наоборот. Художественные подходы этого сериала обсуждать не будем, но, популярность он у детей имеет, на каждом углу можно картинки встретить.

А дальше, уже перекладываем на реальную жизнь. Если девочка хочет быть сильной и стать волшебницей, у неё должно, всегда быть солнышко в сердце. Но, это не просто так, этому надо научиться. Коварные Триксы постоянно залезают внутрь, и заставляют плакать, бояться, плохо себя вести, не слушаться родителей. Но, тем самым, они делают из детей настоящих волшебников, специально тренируют их силу и умение создавать солнышко в сердце, делать добрые дела.

Встретили собаку, желательно, для начала выбирать дружелюбных, симпатичных животных. Подходим. Сначала я показываю, какая собака хорошая, глажу, всячески нахваливаю. Не забудьте, естественно, спросить разрешение у хозяина.

Ребенку интересно, автоматом начинает руки тянуть. Если нет, то отходим и, спокойно, без трагедий объясняем то, как Триксы не дали пообщаться с хорошим зверем. А, вот если бы сумела солнышко зажечь, то и собаку бы получилось погладить, да и настроение было бы другое, и волшебная сила бы подросла.

Это общая схема. Естественно, тут, многое зависит от вашего творческого подхода, терпения и желания. Не сразу, на три тысячи первый раз, схема сработает обязательно. Завершающим аккордом был наш поход на собачью площадку, где ребенок, с огромной радостью пообщался с большими, сильными, красивыми собаками. До сих пор, когда мимо проходит, со смехом вспоминаем, как раньше собак боялась.

Так же и с темнотой . С ней можно играть. Купить заветный волшебный фонарик. Особенно, детям нравится тот, который на голове прикрепляется. Рублей 300 стоит, а радости море. Зимой темнее рано, вот и можно из мрачного вечернего парка сделать интересную, веселую игру.

С незнакомцами немного похитрее надо действовать. Надо самому создавать ситуации, когда ни о чем, заговорив с человеком, выводим его на улыбку. Гуляя, много людей разных встречается, если вы будете это регулярно делать, то модель эта отложится, и, со временем, начнет работать.

С другими детьми. Я специально подталкивал идти и знакомиться с новыми ребятами в парках и на площадках. Со временем это стало привычным поведением, сняло барьер этого страха подойти и заговорить с незнакомым. Естественно, и сам страх незнакомцев уходит. Чего бояться, если это норма, вон, папаня и маманя это спокойно делают, все улыбаются, все довольны.

Ну а самое главное, это атмосфера дома. Вся эта ругань, выяснения, повышенные тона накладывают сильный отпечаток на детях, да и на родителях тоже. Хорошо, что вы это сами, вовремя обнаружили. Вот и действуйте.

Учитесь БЕСЕДОВАТЬ . Любой вопрос можно решить, если убрать эмоциональную составляющую. Ну что ругаться, к добру это не приведёт, а мусора и негатива – полный дом. Вот и чистить потом, разгребаться. Отрабатывайте традицию решать вопросы в семье спокойной, уважительной беседой. И с половинкой, и с родителями, и с мелочью.

Очень часто, эмоциональный нажим активирует все внутренние страхи детей. Ну а дальше, по нарастающей. Все мы ошибаемся, совсем не обязательно за это наказывать, давить, ругать. Многие взрослые позволяют себе унижать своих детей, а это их сжимает, закрывает от контакта, дает пищу для новых страхов и фобий.

Чувство страха — это нормальное явление для любого взрослого человека.

Чувство страха - это нормальное явление для любого взрослого человека. Что уже говорить о вашем малыше, психика которого не до конца сформирована и подвержена различным внешним воздействиям.

Задача родителей - уловить ту грань, когда реакция малыша на события приобретает навязчивые и опасные формы.

Виды детских страхов

Детские психологи выделяют несколько основных форм детских страхов:

  1. Навязчивые страхи. К таковым относится боязнь высоты (гипсофобия), боязнь принимать пищу (ситофобия), боязнь закрытого пространства (клаустрофобия) и так далее. Ребенок может бояться каждого конкретного обстоятельства, предмета, ситуации.
  2. Бредовые страхи опасны тем, что в них сложно найти причину. К примеру, малыш боится горшка или отказывается есть бананы (мясо, яблоки) без видимых причин. Наличие подобных страхов - это повод задуматься, ведь они могут перейти в серьезные психические отклонения (иногда даже в аутизм).
  3. Сверхценные страхи. Отправной точкой может послужить обычная ситуация в жизни малыша, которая фиксируется у него в голове, становится «идеей фикс». К таким страхам можно отнести заикание, боязнь выходить к доске (в школе) и так далее. Сверхценные страхи - самые популярные в детской психологии (90% всех фобий приходится именно на «идеи фикс»).

Причины возникновения детских страхов

Детские страхи не возникают на ровном месте. Всегда существует причина (пусть и несущественная):

  • Случай в жизни, который напугал вашего малыша. К примеру, ребенок мог застрять в лифте или его покусала собака. Подобные виды фобий лечить проще всего. Но скорость восстановления зависит от характера малыша, его внушаемости, отношения к жизни и так далее.
  • Детская фантазия. Малыши большие выдумщики - они способны придумать для себя предмет боязни. И то, насколько быстро они справятся с возникшей ситуацией, зависит от состояния психики. Один ребенок забывает о проблеме на следующий день, а другой страдает годами.
  • Причиной появления внутренних страхов часто становятся бабушки, родители и воспитатели. Взрослые люди предупреждают ребенка об опасности, тем самым пугая его. Ребенок «рисует» страх в воображении и запоминает на всю жизнь.
  • Взаимоотношения со сверстниками - это также одна из причин. Если коллектив не принял вашего малыша, то он будет бояться идти в детский сад или школу.
  • Конфликты внутри семьи также имеют свое влияние. Ребенок может чувствовать себя виноватым в постоянных ссорах родителей и думать, что все проблемы из-за него.
  • Невроз - это очень серьезное расстройство и поставить такой диагноз может только специалист.

Наиболее распространённые детские страхи

Для каждого возраста малыша характерны свои виды страхов:

  • От рождения до полугода - боязнь шума, падения, боязнь другого человека и так далее.
  • От семи месяцев до года - боязнь громких звуков, одевания или раздевания, незнакомых людей и даже душ.
  • От года до двух лет дети бояться незнакомых людей, сна (кошмаров), травм, засыпания.
  • От двух до трех лет - страх смены обстановки, отвержения со стороны матери и отца, резкого изменения жизненных обстоятельств, крупных механизмов (машин и кранов).
  • От трех до четырех лет - боязнь замкнутого пространства, темноты, одиночества.
  • От шести до семи лет - боязнь смерти.
  • Дети 7–8 лет больше всего боятся не угодить родителям - они опасаются разочарования с их стороны.
  • С 8 лет детей больше всего пугает возможная смерть родителей.

Диагностика детских страхов

Детские страхи нужно диагностировать как можно раньше. Проблема определяется по нескольким основным признакам - наличие раздражительности, нарушении сна, перенапряжении лицевых и шейных мышц, трудностей с концентрацией внимания, постоянному беспокойству. Если прослеживается хотя бы два из перечисленных выше признака, необходимо сходить к специалисту.

В сложные периоды родители должны проявлять особую мудрость:

  • нельзя вышибать «клин клином» - это не выход. Если малыш боится темноты, то ни в коем случае нельзя заводить его в темную комнату. Лучшая стратегия «лечения» - ставить в пример себя. Покажите малышу, что заходить в темноту совсем не страшно;
  • нельзя придумывать несуществующих существ, которые в случае непослушания придут и заберут малыша. Фантазия ребенка отлично работает, поэтому для него такой персонаж будет существовать и в реальности;
  • не стоит постоянно напоминать ребенку о его страхах и уж тем более упрекать за это. Такой подход только закрепляет проблему, и с ней потом сложнее бороться;
  • при появлении страхов будьте готовы выслушать ребенка. Не относитесь к проблеме пренебрежительно (даже если причина страха малыша совсем нелепа);
  • старайтесь отвлечь малыша в момент, когда его что-то сильно пугает.

Игры и упражнения

Бороться с детскими страхами можно через игры. К примеру, дайте задание ребенку слепить или нарисовать свой страх. После этого изображенное страшилище нужно порвать или сжечь.