Open
Close

Чувства ребенка меланхолика отличаются. Воспитание по типу темперамента - меланхолик. Врожденный темперамент новорожденного

Именно особенностями нервной системы объясняется и сила эмоций ребенка, и то, как он переходит от сна к бодрствованию, каков он в общение с другими детьми, устойчив ли в играх (часто ли меняет игрушки, играющих) и т. д.

Чем младше ребенок, тем ярче проявляются его индивидуальные особенности. В зависимости от типа нервной деятельности одни черты характера легче формировать, другие – труднее. Требования взрослого для одного могут быть посильными, а для другого – непосильными. А непосильные требования вызывают упрямство, ведут к конфликту. Рассмотрим четыре типа высшей нервной деятельности или темперамента и рекомендации по взаимодействию с детьми.

1.Возбудимый ребенок (холерик)
Вспыльчив, самоуверен и стремителен, мгновенно принимает решения, поэтому его идеи часто не продуманы, но очень интересны. Холерик очень подвижен, не переносит долгого ожидания, подвержен резким переменам настроения. Трудно предсказать, как он поведет себя в новой обстановке - реакция может быть самой разной. Ребенок-холерик - это ужасный непоседа и спорщик. Он решителен, настойчив и бесстрашен, может изменить свое решение в последнюю минуту с точностью до «наоборот», любит риск, приключения.

Бурно реагирует на все и бурно проявляет свои чувства. Легко переходит от состояния веселья к грусти. Засыпает беспокойно, долго ворочается, быстро просыпается. Вспыльчив, шумлив, говорит громко. Подвижен. Активен. Быстро сходится с детьми, но скоро, из-за неумения сдерживать свои желания, становится виновником конфликтов. Поскольку у таких детей возбуждение сильнее торможения, рекомендуется:

исключить из обстановки все, что возбуждает (громкую музыку, громкие разговоры, игры с шумными детьми, большие компании);
соблюдать установленный режим;
укреплять процессы торможения спокойными играми и занятиями

Для этого хороши:
игры с внезапной остановкой «стоп»;
занятия с конструктором, крупный и мелкий строительный материал, когда вы советуете построить что-то конкретное и занимаетесь своим делом, все таки поглядывайте, как ребенок строит, подсказывайте, советуйте;
занятия с картинками, лото;
рисование, лепка, аппликация.

Ошибки родителей:
Жесткий контроль, ограничение активности, гневные требования следить за собой приводят только к нервозности и потере контакта с ребенком.

Рекомендации:
Разговаривать с таким ребенком (да и между собой) надо тихо, спокойно.Тон взрослого при этом должен быть требовательным, без лишних уговоров. Не злоупотребляйте просмотром телевизора. Очень важно замечать и поощрять всякое проявление сдержанности «Как хорошо ты сегодня играл – тихо, спокойно.» Замечания же по поводу плохого поведения рекомендуется делать тогда, когда спадет возбуждение, спокойно и твердо: «Некрасиво», «Ты огорчил нас» и т. д. Самое главное, чтобы вы, родители, всегда помнили: он не виноват в том, что родился «нервным ребенком».

2. Ребенок со слабой нервной системой (меланхолик)
О нем обычно говорят – впечатлителен. В отличие от легко возбудимых - у этих детей слабы не только тормозные, но и возбудимые процессы. Это вполне полноценный ребенок, но мало активен, даже пассивен. Он нерешителен, не уверен в себе, в своих делах, даже в том, что хорошо знает. Такой ребенок тих, редко смеется, шумные дети его утомляют. Внешне не проявляет своих чувств, но они у него устойчивы, глубоки его привязанности, привычки. Долго помнит обиды, глубоко их переживает. Замкнут и медлителен, но очень отзывчив, чуток. Он остро реагирует на все новое, на незнакомых взрослых и детей, чувствителен к ласке, к тону, с которым к нему обращаются.

Ошибки родителей:
Успокоенные тихим видом замкнутого меланхолика, взрослые часто не замечают его переживаний и проблем.

Важно! Постоянно упрекая в лени, пассивности и неспособности, воспитатели только больше усугубляют его неуверенность в себе и развивают комплекс неполноценности.

Рекомендации:
В общении с такими детьми рекомендуется постепенно приучать их к играм вдвоем (впоследствие увеличивать количество играющих), приглашая спокойного, нешумливого товарища, самим участвовать в игре. Надо стараться, чтобы такой ребенок поменьше оставался один и не сосредотачивался бы на своих переживаниях.

Важно приобщать его к самостоятельности. Слишком большая опека сделает его еще более неуверенным в себе, ему, наоборот, надо помочь преодолеть робость. Такой ребенок очень внушаем, и нетрудно вселить в него уверенность, что он все может, что у него все хорошо получится. Говорить с ним необходимо мягко, но уверенно, организуя его общительность со взрослыми, а затем и с детьми.

3. Медлительный ребенок (флегматик)
Медлительный, усидчивый и внешне спокойный ребенок. Он последователен и обстоятелен в своих занятиях. В дошкольном возрасте играет с несколькими любимыми игрушками, не любит беготню и шум, зато любит покушать и поспать, в еде непривередлив. Его нельзя назвать фантазером и выдумщиком. Обычно с детства аккуратно складывает игрушки и одежду. Именно малыш-флегматик способен тщательно и добросовестно часами отдирать кусочки обоев в гостиной, не мешая взрослым заниматься своими делами. Но он способен устроить и скандал, если ему дали не его чашку или ложку, и вообще он недоволен, если что-то нарушает привычный распорядок дня.

Важно! Если вы постоянно раздражаетесь и наказываете его за медлительность и неуверенность, у ребенка может выработаться страх перед действием и развиться ощущение своей неполноценности.

Рекомендации:
Воспитание такого ребенка требует терпеливости. Рекомендуется не торопить его, лишний раз не упрекать: «Опять последним одевался» и т. д. Он от этого еще больше затормаживается. Окрики рождают неуверенность. Так как ребенок малоподвижен, надо побуждать его к движениям: полезна гимнастика, спорт. Очень важно сделать все, чтобы не развилась лень. Постарайтесь сдружить его с активными детьми и понаблюдать при этом, чтобы они не подавляли его инициативу. Замечая проявления активности и инициативы, важно похвалить за это. Полезно для развития активности в деятельность ребенка вносить элементы соревнования: «Кто скорее?», заинтересовать, ускорить темп привлекательной для него перспективой. Например: «быстрее оденешься – не опоздаем в цирк и т. д.»

4. Спокойный ребенок (сангвиник)
Живой, жизнерадостный, сильный и уравновешенный человек. В детстве это ребенок-солнце. Обычно в хорошем настроении, любознателен, активен, умеет контролировать свои эмоции. Вырастая, производит впечатление решительного, оптимистичного, уверенного в своих силах человека. Легко сходится с людьми, приспосабливается к новой обстановке, в трудных ситуациях не теряет чувства юмора, оставаясь собранным и деловитым.

Сангвиники - эмпаты, то есть легко понимают других людей, не особенно требовательны к окружающим и склонны принимать людей такими, какие они есть. За власть не борются, но часто занимают лидирующее положение в компании. Дети-сангвиники на вопрос: «С кем ты дружишь?» - обычно отвечают: «Со всеми».

Но сангвиники часто не доводят до конца начатое ими дело, если оно им надоедает. Неинтересная работа наводит на них скуку, и они стараются поскорее избавиться от нее.

С таким ребенком родителям легко. Быстро засыпает и легко просыпается. Умеет в играх и подчиняться, и руководить. Дружелюбен. Любознателен. Задает много вопросов, но интересы его неустойчивы так же, как и навыки. Такого типа ребенок быстро переключается с одних занятий на другие, но не доводит начатое до конца. Одинаково переходит от спокойных игр к подвижным. Помните, что он легко попадает под влияние, как положительное, так и отрицательное. Быстро устает от однообразных действий.

Ошибки родителей:
Сангвиник легко общается, жизнерадостен и быстро схватывает учебный материал, и родители часто не обращают внимания на то, что ребенок поверхностен, перестают его контролировать и присматриваться к его внутреннему миру. Привычный дружелюбный и веселый тон подростка может скрыть его внутренние переживания и проблемы от близких людей. Небрежность в учебе, неумение доводить дело до конца, невнимательность к мелочам сильно сказываются на успеваемости, а в будущем - и на успехах в работе.

Рекомендации:
Надо помочь такому ребенку научиться делать все аккуратно, например: сложить одежду, игрушки. Если задание сделано плохо, предложить тут же переделать. Контроль за его поступками, действиями должен быть систематический, требования – строгие и постоянные.

Психологи утверждают, что индивидуальный подход на основе учета особенностей ребенка помогает раскрыть положительные стороны его натуры и сформировать положительные качества личности ребенка. Тип темперамента – основа будущего характера, а характер – это устойчивые особенности личности, которые проявляются в поступках.

Дети бывают разные: быстрые и медлительные, громкие и тихие, это зависит от многих факторов, в том числе и от типа темперамента. При воспитании ребенка нужно учитывать его темперамент, это поможет избежать многих ошибок.

Темпераментом называют врожденный тип нервной системы, который определяет уравновешенность и подвижность психических процессов. Темперамент человека накладывает отпечаток на все его психические проявления. Свойства темперамента устойчивы, они присущи человеку с рождения. Выделяют 4 основных типа темперамента: сангвиник, холерик, меланхолик и флегматик. В чистом виде темпераменты проявляются редко, но какой-то тип нервной системы у каждого человека преобладает. С возрастом благодаря воспитанию и воздействию социальной среды темперамент может изменяться.

Четыре основных типа темперамента

Сангвиник (уравновешенный)

Ребенок-сангвиник – подвижный, активный, энергичный, обладает хорошей приспосабливаемостью к изменяемым условиям жизни. Он легко возбуждается и успокаивается, уравновешенный и сильный. Жизнерадостный, общительный, предприимчивый, впечатлительный и остроумный.

Движения у ребенка-сангвиника, несмотря на его активность, нерезкие, мимика живая, но одновременно спокойная. Говорит ребенок громко и быстро. Быстро засыпает и легко просыпается. Настроение ровное, спокойное, без резких переходов. Такой ребенок быстро находит товарищей в любой обстановке, может одинаково хорошо руководить и подчиняться, довольно легко переживает неудачи, быстро забывает обиды. Сангвиник легко меняет привязанности в общении, может быстро увлечься и быстро потерять интерес. Интересное дело повышает продуктивность ребенка, при отсутствии такого дела он может стать вялым и скучным. Эмоции у такого ребенка легко возникают и изменяются, но преобладает оптимистический взгляд на мир.

Нервная система ребенка-сангвиника очень податлива, поэтому он легко переключается, переходит от подвижных игр к спокойным занятиям. Однако это качество имеет и отрицательную сторону – ребенок часто меняет игрушки, может не доводить дело до конца, относиться легкомысленно к делу и переоценивать свои возможности. У него может быть много товарищей, но ни одного друга. Родителям нужно формировать у такого ребенка устойчивость, целеустремленность и постоянство.

Сангвиник послушен, что так же имеет плюсы и минусы. Ребенок может послушаться кого угодно, поэтому нужно прививать ему некоторую критичность – понимание того, что жизнь окрашена не только в светлые и радостные тона, но часто в темные.

Холерик (легковозбудимый)

Ребенок-холерик обладает повышенной возбудимостью и неуравновешенностью поведения. Его реакции бурные, он легко раздражается и не скоро успокаивается, резко реагирует на малейшие неудобства (крошка на простыне или мокрая пеленка могут легко вызвать неудержимый крик до посинения).

У таких детей выразительная мимика, быстрая и громкая речь. Они не просто смеются, а хохочут, не сердятся, а приходят в ярость. Движения у холерика резкие, он энергичен, но ему не хватает самообладания. Такие дети часто агрессивны, вспыльчивы, прямолинейны в отношениях с людьми. Они не могут сдерживать свои желания и ждать, нетерпеливы. В компании с другими детьми холерики очень шумны, могут быть вспыльчивы.

Дети-холерики легко увлекаются каким-то делом, но быстро пресыщаются (особенно, если деятельность однообразная и нужна усидчивость). Склонны перетруждаться и временно истощаться. Такие дети очень любят подвижные игры и хотят исполнять в них главную роль. Игр, в которых нужна сдержанность, стараются избегать. Холерики засыпают с трудом, спят беспокойно, быстро просыпаются и сразу включаются в обычный ритм жизни.

Активность холерика является ценным качеством, если ее направлять в нужное русло: подвижные игры, занятия спортом, технические увлечения. Такого ребенка не стоит постоянно водить за руку, все запрещать, иначе его активность может исчезнуть и он превратиться в послушное орудие чужой воли или станет бороться с любыми требованиями взрослых. Таких детей не стоит наказывать лишением движений: сидением, укладыванием в кровать (поскольку это место для сна, а не наказания), нужно стараться не кричать и не угрожать, поскольку от этого возбуждения еще больше усиливается.

Холерик легко возбуждается, его трудно успокоить и уложить спать, поскольку у него слабый процесс торможения. Часто он перегружен впечатлениями, очень хочет спать, но отказывается ложиться, уверяя, что он не устал. В таких случаях нужно ограничить до умеренного количество все, что возбуждает ребенка (шумные игры, телевизор, музыку). За 2 часа до сна хорошо организовать спокойные игры.

Детям-холерикам полезны занятия, которые развивают сосредоточенное внимание, требуют усидчивости и внимания: настольные игры (несоревновательного характера), лепка, рисование. Полезны игры с внезапной остановкой или игры, в которых ребенок должен выполнять приказы, а не руководить товарищами, к чему он всегда стремится.

Холерику полезно иметь обязанности по дому (выносить мусор, мыть посуду и др.), которые нужно систематически выполнять. Ребенка нужно учить правилам общения: разговаривать спокойно, не перебивая, просить, а не требовать, извиняться, если нагрубил. Однако, всего этого нужно добиваться не сразу после поступка, а позже, когда возбуждение стихнет. Сдержанность к таким детям приходит не сразу, с возрастом у ребенка, скорее всего, появится умение управлять собой. Таких детей нужно воспитывать очень терпеливо и гуманно, без нажима и репрессий.

Меланхолик (слабый)

Ребенок-меланхолик отличается высокой эмоциональной чувствительностью и ранимостью. Он слабый, быстро истощается и медленно восстанавливается, легко тормозиться. Достаточно замкнут, тяжело приспосабливается к переменам, нерешительный. Такие дети сильно реагируют на слабые раздражители, очень чуткие и ранимые. Маленький ребенок-меланхолик не кричит, а попискивает, не смеется, а улыбается, не просит, а жалостно смотрит на желаемый предмет. Такой ребенок малоактивный, стремиться к спокойной, без лишнего движения, деятельности. Он слишком фиксирует внимание на трудностях, зависим от мелких повседневных воздействий. Обидчив, тревожен, не уверен в себе, избегает публичных выступлений, склонен к пессимистическим оценкам.

Даже обладая хорошими знаниями, такой ребенок может отвечать медленно, плохо, нерешительно, создавая впечатление того, что он не знает материал. Ребенок старается играть один или с товарищем, которого хорошо знает.

Чувства у меланхолика длительные и глубокие, но внешне он их проявляет слабо. На резкое обращение внешне может не реагировать, что иногда взрослые принимают за безразличие. Но ребенок молчит именно потому, что у него возникли сильные чувства, и он находится как бы в заторможенном состоянии. Взрослый быстро забудет этот инцидент, а ребенок будет еще долго переживать, не спать.

Дети-меланхолики быстро устают от шума, новых лиц. На формирование новых навыков у такого ребенка уходит много времени, поскольку это дается им с трудом. Но если привычки сформировались, то они будут прочными, устойчивыми, дальше их контролировать уже не нужно будет. Меланхоликов тяжело переучивать, например, держать ложку или вилку в другой руке. Таких детей нужно постепенно приучать к умеренному шуму (не сильному), спокойному отношению к новым лицам. Также нужно обучать ребенка коллективизму, подключать к играм сначала одного товарища, затем расширять круг общения. Очень полезны для таких детей спорт, соревновательные игры, которые развивают двигательную активность, учат упорству, стойкости, преодолению трудностей. Детей-меланхоликов нужно научить избегать чрезмерного самокопания и воспоминаний об обидах, переключать внимание на оказание помощи другим. Если ребенка одолевает меланхолия, то полезно выполнить комплекс физических упражнений и принять контрастный душ.

Флегматик (медлительный)

Ребенок-флегматик – уравновешенный, спокойный, сильный. Возбуждения и торможения медленно сменяются. Он терпелив, выдержан, вынослив, обладает большим самообладанием. Флегматик малообщителен, медлителен, не любит перемен, недостаточно гибок, ему нужно время для переключения на другой вид деятельности. Он медленно приспосабливается к новым ситуациям.

В раннем детстве такой малыш много спит, а проснувшись, лежит спокойно, редко плачет или смеется. Быстро засыпает, просыпается с трудом, некоторое время остается вялым. Все реакции у такого ребенка нечеткие: у него слабая мимика, он тихо плачет и смеется, речь медленная, с паузами между словами предложениями, движения нерезкие. Такого ребенка тяжело вывести из себя. Ребенок-флегматик медленно реагирует на любые воздействия, к делу приступает не сразу, но может заниматься однообразным делом долго, не уставая. Привычки и навыки у флегматика формируются долго, зато затем становятся устойчивыми.

Когда такого ребенка отдают в детский сад, то он долго приспосабливается к новому режиму, тяжело расстается с родителями, неохотно знакомится с новыми людьми, не играет с другими детьми. В привычной обстановке тщательно выполняет правила поведения, порученное дело всегда доводит до конца.

Ребенка-флегматика не стоит торопить окриками “Опять копаешься!”, “Быстрее, не возись!”, иначе он еще больше затормозиться. Не стоит делать все дела за ребенка, чтобы укорить его действия, – это мешает развиться самостоятельности ребенка, вызвать неуверенность в собственных силах, стремление избегать всего “быстрого”. После многократных повторений действий (умывания, одевания и др.) появится быстрота действий, и ребенок будет рад делать это самостоятельно. Таким детям полезны игры соревновательного характера, но ему нужно помочь научиться побеждать. Такому ребенку очень важно привить привычку быть деятельным и отзывчивым.

Дети-флегматики могут часами сидеть, перекладывая игрушки с места на место. Это хоть и удобно для родителей, но нехорошо для ребенка, поскольку движения и реакции у ребенка не развиваются, остаются замедленными, не совершенствуется игровая деятельность. Родителям стоит побуждать флегматиков к выполнению движений, иначе может развиться лень. Такому ребенку хорошо дружить с подвижным ребенком, но стоит следить, чтобы более инициативный ребенок не превратился к вечного командира, а флегматик – в вечного подчиненного.

Врожденный темперамент новорожденного

Американские ученые доказали, что у каждого ребенка есть определенные индивидуальные качества, которые свойственны только ему, поэтому одних детей легче растить, чем других.

У новорожденного ребенка выделяют 9 темпераментов. Это главные характеристики ребенка, которые в основном, сохраняются у него и в дальнейшем. Они могут немного измениться, улучшиться или ухудшиться, но в целом, остаются свойственными человеку всю жизнь. К эти темпераментам относятся следующие:

  1. Уровень активности – степень наследственной моторной активности, которая определяет, является ребенок активным или пассивным.
  2. Ритмичность (регулярность или нерегулярность) – предсказуемость голода, типа питания, выделений, ритма цикла сон-бодрствование.
  3. Приближение или удаление – тип естественной реакции ребенка на новые стимулы (незнакомая еда, игрушка или человек).
  4. Приспособляемость – скорость и легкость, с которыми ребенок способен видоизменять свое поведение в ответ на изменение окружающей среды и структуры.
  5. Интенсивность – количество энергии, которая используется для выражения эмоций и настроения.
  6. Порог реактивности – уровень интенсивности стимула, который требуется для проявления нужной реакции.
  7. Качество настроения (положительный настрой в противовес отрицательному) – веселый, радостные, приятный, дружелюбный характер по контрасту с неприятным, капризным, крикливым, недоброжелательным поведением.
  8. Способность отвлекаться – степень влияния посторонних помех на способность концентрировать внимание на своей линии поведения.
  9. Интервал внимания и настойчивость – продолжительность времени, в течение которого ребенок сосредоточен на активной деятельности, продолжительность активности в случае возникновения препятствий.

Решающую роль при определении того, насколько легко или трудно будет вырастить ребенка и заботиться о нем, играют 3-й, 4-й, 5-й и 7-й типы темперамента. Ребенок с высокой степенью реактивности (“птичка’), ребенок, которые склонен замыкаться при изменении ситуации (“улитка), ребенок, который тяжело приспосабливается к новым ситуациям (“черепаха’) или ребенок, у которого обычно плохое настроение (“нытик’) – эти дети крайне подвержены стрессам, особенно при завышенных родительских ожиданиях. К сожалению, именно этим детям обычно достается меньше любви и привязанности со стороны взрослых.

Новорожденных, о которых сложнее заботиться, тяжелее растить, можно назвать “трудными” детьми. Они требуют от родителей гораздо больше внимания и любви. Родители таких “трудных” детей при условии, что они относятся к ребенку доброжелательно и с любовью, принимают его таким, как есть, хоть и столкнутся с определенными сложностями в воспитании, но, скорее всего, успешно с ними справятся.

Родительская любовь важна и для “легких” детей. Было замечено, что у “легких” детей не любящих матерей больше осложнений в жизни, чем у “трудных” детей любящих матерей.

Поэтому тип темперамента учитывать, конечно, стоит, но важнее всего безусловная любовь и принятие в воспитании детей, независимо от того, “трудные” они или “легкие”, холерики или меланхолики, сангвиники или флегматики.

Разные темпераменты могут сильно осложнить отношения детей и родителей. О том, как избежать этого, мы и поговорим.

Темперамент - это тип высшей нервной деятельности, определяющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скачкам, кто-то, наоборот, надолго «зависает» в одном состоянии (апатия, гнев, радость).

Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.

✓Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь - плавная, движения - основательные. Восстанавить силы такие люди могут только наедине с собой.

✓Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятельность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.

✓Меланхолики замкнуты и беспокойны одновременно. Интроверсия не позволяет им «выплескивать» эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд - печален, интонации - «убаюкивающие».

✓Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и «вянут» без общения.

Конечно же, «чистых» проявлений темперамента не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.

1. Мама - холерик, ребенок - флегматик

«Что ты возишься!», «Ты час шнуруешь один ботинок», - примерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медлительным. А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие «флегмы» - весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно. На самом деле, такой ребенок меньше других нуждается в родительском контроле.

➤ Решение: Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени уходит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полчаса для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используйте это время для своих личных нужд. В конце концов, можно просто спокойно попить кофе.

➤ Делайте вместе: Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых - это способ активно провести время, для вторых - возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.

Темперамент проявляется с первых дней жизни. Флегматики реже плачут, сангвиники стремятся к контакту с окружающим миром и т. д. Переделать это невозможно. Лучше с первых же месяцев стараться выработать устраивающую обе стороны стратегию общения с ребенком. И уж точно не нужно вешать на малыша обидные и несправедливые ярлыки, вроде «копуша», «лентяй» или «шило в попе».

2. Мама - холерик, ребенок - меланхолик

Активная и общительная мама может просто не замечать переживаний «печального» малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», «Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи!..» - эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.

➤ Решение: Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух. Выделите ему пару «личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ресурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробовать наладить с ним «эпистолярный» диалог. Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте то же самое.

➤ Делайте вместе: У меланхоликов и холериков есть нечто общее - богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.

3. Мама и ребенок, оба - холерики

Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодействия двух холериков предсказуем: спровоцировать громкий скандал может абсолютно ничтожное событие. В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свойством - они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств. Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отвечает ей вдвое эмоциональней.

➤ Решение: Самый важный навык холериков - способность контролировать свои чувства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать. Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рассказывать о тех эмоциях, которые испытываете. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я». Вместо «ты меня злишь!» говорите - «я испытываю гнев». Так вам будет гораздо проще научиться слышать и понимать друг друга.

➤ Делайте вместе: Любые виды активности придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».

4. Мама - меланхолик, ребенок - холерик

В этой паре один замкнут и пассивен, а другой - возбудим и деятелен. Благодаря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее «руководителем». Он вечно тянет за руку - «пойдем, посмотрим, что там!», «давай проедем на троллейбусе еще остановку», «нам надо срочно купить новый комикс». Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.

➤ Решение: Научите детку «сбрасывать» напряжение с помощью активных занятий - спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его бешеную энергию на благие цели. Хочет активностей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в работе по дому. Ему понравится!

➤ Делайте вместе: В принципе, вам подходят все способы, в которых один может «созерцать», а другой - совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк аттракционов и наблюдать за бесстрашно покоряющим карусели малышом.

5. Мама - меланхолик, ребенок - сангвиник

Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем временем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм - выматывает. В результате малыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.

➤ Решение: Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима. Внесите в расписание ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо прочего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредоточенным. Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: «А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!»

➤ Делайте вместе: Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.

Считается, что в современном мире легче всего жить сангвиникам. Флегматики - на почетном втором месте. Говорят, что их нервная система напоминает неваляшку: эмоциональные удары - замечания или критику они воспринимают очень спокойно. Эти люди легко переживают неудачи и никогда не концентрируются на неприятностях. Берите пример!

Как определить темперамент ребенка?

Попросите ребенка назвать животное, которое он с собой ассоциирует, и объяснить свои выбор. Ответ типичного холерика: «Конечно,- гепард, потому что это быстрый и сильный зверь!» Сангвиник скажет что-то вроде: «Я - собака: она дружелюбна и общительна». Меланхолик вспомнит кошку - ведь она гуляет сама по себе. Флегматик, скорее всего, назовет ленивца или панду - они такие же спокойные и задумчивые.

Определить темперамент малыша можно и по цветовой гамме его рисунков. У холериков преобладают оттенки красного. Сангвиники выбирают оптимистичные оранжевый и желтый, флегматики - спокойные синий и зеленый. Меланхолики предпочитают пастельные оттенки, а также неяркие серый и коричневый.

На чтение 9 мин.

В воспитании очень важно учитывать то, к какому типу темперамента относится ваш ребёнок: сангвиник, холерик, флегматик он или меланхолик ? Темперамент – это индивидуальные свойства психики, выражающиеся в скорости мыслительных процессов и динамике поведения. Свойства эти врождённые, поэтому изменить их практически невозможно, только если слегка подкорректировать или маскировать от окружающих.

Особенности характера детей формируются на основе темперамента. Чем раньше родители поймут, к какому типу темперамента относится ребёнок, тем эффективнее смогут общаться с ним, понимать его реакции и направлять поведение в нужное русло.

В чистом виде типы темперамента встречаются нечасто, но у каждого человека какой-то один всё же оказывается доминирующим. Приведём характеристики детей с разными типами темперамента.

Ребёнок-холерик: какой он?

Холерики очень активны, общительны, неугомонны. Им сложно усидеть долго на одном месте, необходима смена деятельности. Такие дети любят шумные, подвижные игры. Настроение их часто неустойчиво: они могут резко заплакать, а уже через минуту-две – неожиданно засмеяться. Холерики склонны к обидчивости и вспыльчивости, могут проявлять агрессию. И вместе с тем большинству из них присущи лидерские качества, решительность и способность быстро адаптироваться в новой обстановке. Одна из самых слабых сторон холериков – неумение доводить начатое до конца.

Воспитание холерика

Рассмотрим, как правильно воспитывать ребёнка-холерика.

  1. Важно стать для холерика настоящим авторитетом, иначе крайне сложно будет заставлять его вас слушаться. Родителям следует проявлять умеренную требовательность и твёрдость в общении с ребёнком. Но завоёвывать авторитет нужно не наказаниями и жёсткими командами, а умением заинтересовать «бунтаря», демонстрацией своей силы воли и деловых качеств, чутким пониманием его потребностей и настроения.
  2. Не пытайтесь подавить бьющую ключом энергию холерика, направляйте её в нужное русло. Всегда занимайте его подвижными играми (особенно на свежем воздухе), ставьте перед ним разноплановые задачи. Лучше всего будет отдать такого ребёнка в спортивную школу, чтобы его энергия выплёскивалась мирным путём.
  3. С раннего возраста важно формировать у холерика усидчивость и развивать желание доводить начатые дела до конца. Проводите сами занятия по подготовке к школе, читайте ребёнку книги (длинные книги растягивайте на 2-3 дня, чтобы у малыша сохранялся интерес к содержанию и ожидание продолжения). Давайте ему задания, в которых важен результат. Контролируйте не процесс их выполнения ребёнком, а именно доведение дела до конца. Стимулируйте также к тому, чтобы дети сами ставили цели и достигали их.
  4. Учите своё чадо правилам вежливости и этикета, с ранних лет обращайте его внимание на то, как нужно вести себя в общественных местах.
  5. Говорите с ребёнком негромким, спокойным голосом, но уверенно и решительно, не позволяя ему чувствовать себя хозяином положения.
  6. Больше общайтесь с маленьким холериком, позволяйте выражать ему свои чувства, помогайте переживать трудности, чтобы избегать вспышек гнева.
  7. Чётко соблюдайте режим дня. Пусть ребёнок просыпается, кушает и ложится спать в одно и то же время. Призывайте его к порядку и аккуратности: всегда собирать игрушки, беречь свои вещи и т. д.

Таковы особенности воспитания ребёнка с холерическим темпераментом.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.


  1. Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
  2. Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости. Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
  3. Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
  4. Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата. Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи. Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
  5. Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
  6. Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
  7. Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
  8. Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
  9. Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Особенности детей-флегматиков

Флегматики спокойны, уравновешены, усидчивы и зачастую медлительны. Они стремятся доводить начатые дела до конца, последовательны и рассудительны. Чаще всего дети с таким типом темперамента послушны, соблюдают порядок и дисциплину. Обычно они малообщительны и неэмоциональны, могут играть в одиночестве. Интересы флегматиков устойчивы. Они с трудом переключаются с одного дела на другое, им нелегко привыкнуть к новым людям и новой обстановке. Обычно дети-флегматики хорошо спят и практически не доставляют проблем своим родителям.


Как воспитывать флегматиков?
Особенности развития и воспитания детей-флегматиков в том, чтобы последовательно и терпеливо учить их необходимым жизненным навыкам и слегка стимулировать к проявлению активности и инициативы.

  1. Разбавляйте спокойные занятия и игры подвижными упражнениями, «паузами активности», песнями, танцами. Занимайтесь гимнастикой.
  2. Хвалите ребёнка, если у него получается быстро выполнить какое-либо дело.
  3. Способствуйте тому, чтобы маленький флегматик больше взаимодействовал с другими детьми, особенно подвижными и весёлыми. Бывайте чаще на детских площадках, в парках, в людных местах. Запишите малыша в кружок с учётом его интересов и его согласия. Там необходимо будет общаться с ребятами и выполнять задания разной сложности.
  4. При чтении сказок, просмотре мультфильмов, фильмов, спрашивайте ребёнка о том, что он чувствует и думает: «Интересно ли тебе?», «Нравится ли этот герой? Почему?», «Как ты думаешь, почему он так поступил?» и т. д. Стимулируйте флегматика к высказыванию своего мнения, учите излагать свои мысли.
  5. Тренируйте разные варианты поведения в играх. Например, у дочери или сына не получается начать с кем-то общение, выйти на уроке к доске или ответить достойно обидчику. Создайте игровую ситуацию и помогите ребёнку выбрать успешный способ действия, чтобы он перестал бояться в реальной ситуации.
  6. Общайтесь с ребёнком эмоционально, старайтесь заразить его своим позитивом, рассказывайте интересные и смешные истории, чтобы расшевелить малыша.
  7. Делитесь примерами из собственного детства о том, как вам удавалось справляться с трудностями, как приходилось проявлять активность, браться за новые незнакомые дела. Ставьте акцент на том, что в итоге вам это понравилось и вы много чему научились.

Ребёнок-меланхолик: особенности темперамента

Меланхолики очень ранимы, тревожны и эмоционально чувствительны. Внешне они обычно выглядят спокойными, но в душе могут о чём-то сильно переживать, бояться, обижаться. С детства меланхолики вежливы и тактичны, но тяжело сходятся с новыми людьми. Друзей у них немного, но среди них обычно есть один-два близких. Сильные стороны этого типа темперамента – это развитая интуиция, эстетический вкус и творческие способности. Меланхолики могут продуктивно работать, но быстро утомляются. К себе и окружающим они предъявляют высокие требования.


Особенности воспитания меланхолика

Воспитывать ребёнка-меланхолика следует с помощью чуткого отношения к его внутреннему миру, поддержки и признания достоинств.

  1. Старайтесь лишний раз не критиковать маленького меланхолика, не сравнивать с другими детьми, не оскорблять его. Это очень ранит его сердце.
  2. Поддерживайте старания ребёнка с помощью похвалы, подчёркивайте его сильные стороны, почаще напоминайте ему о них.
  3. Разговаривайте с малышом тепло и эмоционально. Способствуйте тому, чтобы он делился с вами внутренними переживаниями, помогайте выражать свои мысли. Внимательно его слушайте и поддерживайте зрительный контакт. Учите малыша не прятать взгляд, чтобы он чувствовал себя увереннее.
  4. С пониманием относитесь к страхам ребёнка меланхолического темперамента. Не заставляйте насильно их преодолевать, не высмеивайте его и не называйте «трусом». Вместо этого, помогайте своему чаду словами выражать отношение к страху, изображайте его рисунками, придумывайте сказки о том, как какой-то герой тоже боялся, но ему удалось справиться с этим. Делитесь примерами из собственного опыта о том, как вам успешно удалось преодолеть определённые трудности и страхи. Всегда показывайте малышу, что вы на его стороне и понимаете его переживания.
  5. Развивайте навыки общения меланхолика, знакомьте с детьми, почаще бывайте в гостях, в людных местах.
  6. Следите за его творческим потенциалом, присмотритесь к тому, что у него хорошо получается и к чему лежит душа. Вероятно, эти навыки нужно развивать дальше, записавшись в кружок или студию. Возможно, это окажется делом жизни меланхолика и будет заряжать его положительной энергией.
  7. В семье дети с таким типом темперамента должны чувствовать себя комфортно. Создайте для них такие условия, чтобы они вам доверяли и не замыкались в себе. Проявляйте к ним интерес, поддерживайте и подбадривайте в трудных ситуациях.
  8. Поддерживайте любые проявления меланхоликом инициативы, хвалите за самостоятельно выполненные дела.
  9. Помогайте ребёнку с помощью смоделированных дома ситуаций тренировать уверенность в себе, настойчивость, смелость и умение высказывать своё мнение. Будьте наставником и другом для него.

Индивидуальные особенности вашего крохи должны стоять на первом месте при построении системы воспитания. Если вы будете замечать и учитывать их, то сможете направить его развитие в нужное русло.

Всем нам известно, что для нормального общения с взрослыми людьми важно учитывать характер человека, однако при воспитании ребенка многие родители забывают об индивидуальном подходе.

Ведь для воспитания гармоничной личности, важным этапом является стимулирование развития недостающих и мягкое подавление ярко выраженных черт характера.

Давайте разберем особенности каждого темперамента ребенка, какие лучше предпринимать меры по воспитанию.

Холерик

Это подвижный, уравновешенный и сильный тип темперамента. Один из наиболее ярко выраженных темпераментов.

Ребенок - холерик это постоянные хлопоты для родителей. «Покой нам только снится» - так обычно утверждаю родители про своего малыша.

Положительные черты такого темперамента:

  • Энергичность и повышенная активность;
  • Общительность и быстрое осознание новой обстановки;
  • Решительность, речь возбужденная и убедительная.

Однако не стоит забывать и об отрицательных качествах:

  • Неустойчивое поведение, вспыльчивость, агрессивность;
  • Невыдержанность, цикличность в настроении и в работе.

Обладатель такого типа темперамента - это озорной и непоседливый ребенок. Драчун, устраивающий постоянно скандалы и ссоры.

Речь у холерика быстрая, отрывистая и с проглатыванием некоторых слов, при этом очень эмоциональная.

Движения у такого ребенка энергичные и резкие. Быстро усваивает новую информацию, однако она также быстро и вылетает из головы.

Холерик не умеет ждать, ему свойственны активные и шумные игры, с удовольствием пойдет на риск.

Из за такой активности и впечатлений пережитого дня, холерики проблематично засыпают.

Какие же особенности темперамента холерика?

Главным подходом в успешном воспитании ребенка-холерика можно назвать девиз «Ни минуты покоя », то есть родители должны поддерживать активность малыша, при этом направлять его энергичность в сторону полезных дел.

Отдайте предпочтение спокойным играм и чтению, таким образом, пытаясь, учит контролировать свои эмоции. Пытайтесь развить у малыша усидчивость, хоть это и достаточно сложно для холерика.

Упорно, но мягко приучайте выполнять начатое дело до конца. Так как холерику свойственна повышенная чувствительность, то общаться с ним необходимо мягко, иначе испортятся отношения между ребенком и родителями.

Данному темпераменту очень важно знать и быть уверенным, что к его словам родители прислушиваются.

Темперамент ребенка - сангвиник

Сангвиник - это уравновешенный, сильный и подвижный тип темперамента. Ребенок с таким темпераментом - это жизнерадостный и общительный малыш. При этом он рассудительный и весьма спокойный.


Положительные черты сангвиника:

  • Общительность, доброжелательность, жизнерадостность;
  • Высокая подвижность и легкая адаптация к новым условиям;
  • Мимика и пантомимика очень выражены;
  • Увлеченно будет заниматься интересным делом.

Негативные черты сангвиника:

  • Несобранность, легкомыслие, ненадежность (обещает и не выполняет);
  • Не хватает настойчивости, восприятие поверхностное, их тяготит однообразие.

Такой ребенок с легкостью пойдет на компромисс и спокойно переживает неприятности.

Он безгранично любопытен и готов в любую минуту познавать все новое.

Быстро и легко переключается на новое дело, при этом может выполнять несколько дел одновременно.

Малыш - сангвиник это всегда активный, подвижный и импульсивный ребенок, если ему скучно, то он будет вялым и сконцентрироваться на происходящем «здесь и сейчас» ему сложно.

При воспитании данного темперамента, необходимо придерживаться основного правила, как говориться «доверяй , но проверяй ». Ребенок всегда много обещает, но при этом не всегда выполняет обещанное, поэтому важно проконтролировать, сдержал ли слово и выполнил обещанное.

Важно вести контроль поступков и действий. Хвалите осознанно и по делу, так как сангвиники склоны к зазнайству. Не стоит забывать, что оптимизм и жизнерадостность, могут легко обернуться обратной стороной и привести к изменчивости и легкомысленности.

Темперамент ребенка - меланхолик

Ребенок - меланхолик это послушный и мягкий малыш. Такие детки робкие и застенчивые, а нерешительность - главная особенность темперамента. Нерешительность проявляется во всех жестах и движениях, даже в произношении.

Его способна расстроить и вывести из равновесия любая мелочь. И это не каприз. Это особенность темперамента, даже на повышенный голос малыш отреагирует слезами. И эти слезы неистощимы у меланхоликов, ведь они всего боятся - новой обстановки, новых людей.

Положительные качества:

  • Тонкая восприимчивость, доброжелательность;
  • Повышенная чувствительность;
  • Ответственный работник в привычной для него обстановке;

Негативные качества:

  • Задумчивость, низкая активность;
  • Замкнутость, неуверенный в себе;
  • Застенчивость, впечатлительность.

Достаточно часто ребенок-меланхолик замыкается в себе, тяжело адаптируются в новом коллективе, предпочитает оставаться в «тени». Такие дети очень мнительные и могут часто волноваться по пустякам.

Знания такому темпераменту даются тяжело, так как малыш часто отвлекается на посторонние предметы.

Любой вид деятельности для меланхолика - это ответственная работа, которая быстро его утомляет. Даже во время игры малыш устает.

Свойственно частое изменение настроения, проблемы знакомства со сверстниками. Он долго готовится ко сну и потом медленно засыпает, просыпается с трудом, так же проблематично переходит от одного дела к другому.

Воспитание такого ребенка базируется на основном принципе «не навреди ».

При общении с таким ребенком важно учитывать уязвимость его психики - не стоит повышать голос и давить на малыша. Возникшее свое недовольство высказывайте ровным и спокойным голосом, не обзывая его.

Важно поощрять даже при малейшем успехе в каком-либо деле. Старайтесь чаще хвалить его, ведь меланхолику важно чувствовать, что его ценят и любят.

Помните о том, что такие дети быстро устают, так как у них слабые нервные процессы, не стоит перегружать развивающими заданиями. Ведь даже игры могут привести к утомляемости, делайте перерывы.

Различные соревнования меланхолик воспринимает как стресс, поэтому такие игры и ситуации лучше избегать. Старайтесь развивать у своего малыша общительность и инициативу.

При развитии активности запаситесь терпением. Ни в коем случае не пугаете его! Для них это сильный стресс, который может привести к нервному срыву. Обсуждайте с ребенком его чувства и эмоции.

Темперамент ребенка - флегматик

Это инертный, уравновешенный и сильный тип темперамента. В семье часто такого малыша из-за его упорства называют «копушей ». Такой малыш всегда спокоен и невозмутим, он никогда и никуда не спешит, как будто время вокруг него остановилось.

Положительные черты:

  • Терпелив и всегда спокоен, уравновешен;
  • Выдерживает большие нагрузки в работе, настойчивый;
  • Такого ребенка очень трудно вывести из себя;
  • В отношениях очень уравновешен.

Негативные стороны:

  • Малоподвижный и медлительный;
  • Упрямый, безынициативный;
  • Необходимо время для сосредоточения.

Такие дети отличаются замедленным, но сильным реагированием, медленным, но при этом прочным запоминанием.

Это спокойный и уравновешенный ребенок.

Флегматик никогда не меняет своего решения, для их отстаивания проявит максимум упрямства. Такие дети не по возрасту миролюбивы и преданны. В случае необходимости отойдут в сторону, что бы избежать конфликта и риска.

Речь у флегматика спокойна и нетороплива, без особой мимики. Засыпать будет без особых трудностей, а вот просыпается, наоборот, с трудом.

Родителям стоит помнить, что флегматика практически невозможно переучить, но можно научить!

Главный принцип воспитания - это «непоспих» (не спеши). Учитывайте, что ребенок-флегматик не будет работать в условиях нехватки времени, его ни в коем случае нельзя подгонять, ему нужен индивидуальный темп работы.

Не нужно давить на него, так ка под давлением взрослых он станет еще более пассивным и неуклюжим.

Дети - флегматики нуждаются в регулярном одобрении своих поступков.

Малоподвижный флегматик нуждается в развитии активности - играйте с ним в активные и подвижные игры, где требуется ловкость и быстрота движений.

Развивайте любознательность малыша - для этого подходят интересные и захватывающие книги про путешествия и приключения. Посещайте музеи и выставки. Обязательно необходимо стимулировать ребенка проявлять инициативу. Развивайте навыки общения.

Зная основные особенности и отличия всех темпераментов, родители смогут подобрать правильный подход в воспитании ребенка, а также отношения между ребенком и родителями, окружающим миром.