Open
Close

Почему смерть ходит с косой. Притча о том, зачем смерти коса Как называется фирма смерть с косой

Человек всегда задумывается о том, что ожидает его в конце жизни. Речь идет не только о существовании или не существовании загробного мира, но еще и о мистическом существе, которое является предвестником наступающей кончины - смерти.

О том, как выглядит смерть, задумывались многие поэты, писатели и художники. В различных произведениях искусства это существо представлено в виде старухи с косой. Но, если разобраться в мифологи, то смерть изначально имела совершенно другой облик.

Как выглядит смерть без маски?

Согласно одной из легенд это существо ранее вовсе не было страшной и уродливой старухой. Эту маску смерть надевала лишь тогда, когда хотела, чтобы человек мучился последние мгновения жизни, испытывая и ужас. Изначально это была прекрасная грустная девушка с бледной кожей и яркими глазами. Она приходила к людям, чтобы облегчить их страдания, избавив их от болезней и горестей. Только после того как эта девушка разочаровалась в человечестве, она стала наказывать людей за неправедную жизнь.

Поэтому, о том, как может выглядеть ангел смерти можно спорить бесконечно. К одному человеку это существо приходит в виде самого прекрасного, что он только мог видеть, а к другому в непривлекательном и отталкивающем образе. Все будет зависеть от отношения смерти к конкретному человеку. Считается, что выражение «легкая или тяжела кончина» появилось именно из-за этого.

Как выглядит знак смерти?

Также людей всегда будет интересовать, можно ли угадать время собственной кончины, ориентируясь на различные знаки и подсказки. Считается, что существует несколько знаков, по которым можно определить приближающееся несчастье. Чаще всего они связанны с и расположением линий на руках. Специалист по чтению узоров ладоней может сказать не только среднюю продолжительность жизни конкретного человека, но и причину его смерти.

Официальным же знаком и образом считаются и как смерть с косой, которая выглядит как скелет в длинном саване, так и череп со скрещенными костями. Именно эти образы можно встретить чаще всего и в литературных текстах, и в богословских книгах, и в сюжетах картин. Это наиболее распространенный облик этого мистического гостя. Однако иногда встречаются и другие изображения. Например, некая туманность, контуры которой напоминают человека одетого в длинный плащ с капюшоном, или черного ворона с открытым клювом.

Большую часть истории людей долгая и спокойная жизнь была скорее исключением, чем правилом. Вероятно, именно с этим связано трепетно-уважительное отношение к божествам, сопровождающим человека в мир иной. Ввиду особой важности, образ таких существ не случаен и тщательно продуман за многие сотни лет. Многие не знают, зачем Смерти коса, но это орудие имеет особое предназначение.

Персонификация Смерти у различных народов

В современном европейском фольклоре несущее гибель потустороннее существо изображается мужчиной, облаченным в черный плащ с капюшоном . Этот так называемый Мрачный Жнец , или Мрачный Призрак Смерти, восседает на белом коне и собирает души умерших.

Подобное представление является доминирующим в современной массовой культуре, но далеко не единственное:

  1. В Древней Греции в последний путь провожал Танатос , божество с образом бородатого и крылатого мужчины или - реже - молодого мальчика. Работа его заключалась в сопровождении людей в подземный мир. Он передавал умерших в руки Харону, который переправлял их через реку Стикс;
  2. У ирландцев аналогичные функции исполнял злобный дух Дуллахан , статный мужчина на черном коне с огромными глазами и доходящим до ушей оскалом. Он останавливался возле дома и называл имя человека, которого забирал с собой - и последний тут же умирал;
  3. Нидерландский Магере-Хайн представлял собой скелет. Образ сформировался в Позднее Средневековье, не без влияния христианства (так называемая «пляска смерти», популярный сюжет в культуре того времени);
  4. Скандинавская богиня Хель имела на «вооружении» метлу или грабли.

Библейский Ангел-губитель

Этому божеству уделено немало страниц Священного Писания:

  • Он был создан Богом в первый день. Живет на небесах и спускается на бренную землю лишь изредка, для исполнения своей основной обязанности;
  • Имеет двенадцать крыльев, в отличие от других ангелов;
  • В смертный час он является перед несчастным с мечом, с которого истекает желчь. Одна из капель падает на лицо умирающего, отчего оно приобретает характерный желтоватый оттенок. После этого из тела через рот (или горло) выходит душа: именно поэтому Ангел стоит у изголовья;
  • Для того чтобы сокрыть себя от посторонних глаз, Ангел облачается в мантию (идру). Последнее не является обязательным: он может превращаться в любое существо по своему желанию. Так во время чумы он оборачивается нищим, бродящим посреди улицы.

Римско-католическая церковь привнесла некоторые коррективы в изначальное библейское представление. Смертоносных ангелов два: Михаил и Самаэль . Первый является носителем добра и сопровождает души в пути на небеса. Второй более противоречивый.

Кроме того, Смерть у католиков является одним из четырех всадников Апокалипсиса, изображенных в книге Откровения.

Исламские представления о смерти

Мусульманским собратом Ангела-губителя является Маляк аль-маут. Коран описывает его так:

  1. Внешний вид его зависит от поступков человека, которые тот совершал на протяжении всей жизни. Праведникам в последний миг предстанет прекрасное создание. Грешники увидят ужасного монстра;
  2. Во время жизни на небесах он имеет обличье мужчины с четырьмя лицами и четырьмя тысячами крыльев. Все тело его состоит из глаз и языков, число которых соответствует количеству людей, населяющих Землю;
  3. Болезненность извлечения души зависит от соотношения хороших и плохих поступков. Чем больше добрых дел совершено, тем меньше боли испытает человек при встрече с Маляк аль-маутом;
  4. Исполнив свою обязанность, он вычеркивает имя умершего из книги жизни. Последним в этом списке значится он сам;
  5. Смерть в исламе имеет особое толкование. Это не конец жизни, а ее продолжение в новой форме. Поэтому Ангел, ее несущий, является помощником Всевышнего (Аллаха) и относится к нему «с самым глубоким почтением»;
  6. В некоторых мусульманских источниках описаны беседы Маляк аль-маута с пророками. Участником самой известной из них был Моисей. Идрис (так зовут пророка в исламском прочтении) предложил своему визави еду, но тот отказался. Затем ангел показал своему спутнику небеса.

Образ Марены у славян

Если у большинства европейских и азиатских народов Смерть имеет мужское обличье, то у славян - женское:

  • Первое упоминание мифологического персонажа с именем Марена датируется XII веком. Предназначение его выдает этимология, а именно индоевропейский корень «мор», который встречается в слове «умирать» и даже в имени римского бога войны Марса;
  • Народы Восточной Европы имеют давнюю традицию сжигания чучела Марены в конце зимы - начале весны. Обычай сопровождается народными гуляниями и символизирует конец темных зимних дней, победу жизни;
  • В момент сожжения божество предстает в виде соломенного чучела, наряженного в яркую, весеннюю одежду. Иногда для этой цели использовали свадебное платье или рубаху последнего умершего на селе;
  • В редких случаях чучело божества предают воде. Утопление символизирует спускание Марены в подземный мир, откуда она восстанет в начале следующей зимы. Также тем самым народ пытается задобрить духов воды и обеспечить хороший урожай.

Почему Смерть с косой?

Данное сельскохозяйственное орудие является неизменным атрибутом сверхъестественного существа, сопровождающего человека в мир мертвых.

Существует несколько версий , объясняющих данный факт:

  • Коса является символом сбора урожая . Человек с помощью этого инструмента собирает то, что земля родила за несколько теплых месяцев. Точно так же Мрачный Жнец забирает с собой тех, чье время уже пришло;
  • Еще в Древне Египте любое острое агротехническое орудие могло быть в любой момент использовано для убийства . Так, крестьяне применяли серпы в восстаниях против деспотической власти. Некоторые образцы холодного оружия до сих пор напоминают внешне серп или косу;
  • Изогнутое лезвие косы (серпа) является символом Луны , которая в свою очередь, символизирует скоротечность человеческого существования (вспомнить хотя бы знаменитое «ничто не вечно под луной»).

«Memento mori», - гласит известная латинская поговорка. Рано или поздно даже самым богатым и сильным из нас придется встретиться лицом к лицу с бледнолицей и костлявой старухой. Она забирает человеческую душу, словно новый урожай (зачем Смерти коса и нужна) и отправляется с ней в рай или ад, в зависимости от поступков умершего.

Видео: притча о Смерти и ее косе

В данном ролике Тимур Добролюбов расскажет жуткую притчу, в которой рассказывается, как у Смерти оказалась коса, для чего она ей понадобилась:

Какие образы принимала смерть в культурах разных народов? Чем объясняется то, что чаще всего смерть в мифах и легендах имеет облик старой женщины? Почему смерть принято изображать с острой косой в руках?

Символика смерти в мировой культуре исконно многозначна. Это беспощадное явление традиционно вызывало неприятие и оторопь во все времена у подавляющего большинства людей. Считается, что даже погребальный обряд зародился в результате этого страха. Люди стремились избавиться от мертвого тела (спрятать его), которое считалось источником опасности и внушало особый животный, а после и мистический ужас.

В более развитом обществе смерть стали воспринимать более сложно: как необходимый финальный этап существования личности, без которого сама жизнь считалась лишенной смысла. Именно из-за такого усложненного отношения к факту обязательного ухода человека из этого мира сама смерть у разных племен стала олицетворяться совсем не однозначно.

Почти у каждого народа

боги и прочие потусторонние существа, связанные со смертью, были многоликими. Они представляли собой разные сущности.

Нередко в одних и тех же верованиях боги и демоны, отвечающие за переход человека в мир иной и обладающие властью в загробном царстве, имели и мужское, и женское начала. Например, в древнегреческой мифологии царями в подземном Аиде были сам Аид (брат Зевса) и его жена Персефона. Души умерших через Стикс перевозил старый лодочник Харон, а одной из видных древнейших богинь, в том числе и смерти, считалась зловещая трехтелая Геката. Сама же смерть представлялась в виде черного юноши с факелом в руках - Танатоса. Он являлся к каждому в час роковой гибели и отрезал ножницами или другим острым предметом прядь волос, исторгая таким образом душу из тела. В восточных мифологиях смерть чаще имеет мужской облик. У египтян - это Сет, у огнепоклонников зороастрийцев - Ангро-Манью, у индуистов - Яма. В славянской мифологии у смерти - женское обличье Например, зимняя богиня Марена (Мара), связанная с холодом, умиранием и луной. Одна из известных скандинавских богинь - Хель, дочь Локи. Верховный бог Один отдал ей во владение Хельхейм - царство мертвых. Кельты видели смерть в облике богини-воительницы Морриган.

Молодость и старость - две взаимосвязанные характеристики смерти, ведь она приходит к людям без учета их возраста, и сама представляет собой воплощение жизненного пути, который ведет человека от цветущих молодости и зрелости к немощной дряхлости. Возможно, наиболее красноречиво подобное двойное воплощение смерти - это миф о Деметре. Первоначально данная богиня имела тройную природу. Во время растущей луны она была девушкой и называлась Персефоной, в полнолуние становилась Корой - женщиной в детородном возрасте, а в период стареющей луны становилась старухой Деметрой. Кора-Персефона была одновременно богиней плодородия и смерти, которая становится основой продолжения жизни. У тех же греков Харон и Танатос - это разновозрастные воплощения неизбежного ухода в небытие.

Красота и безобразие - тоже одинаково частые признаки образа смерти. Те же Мара и Персефона прекрасны, а древнеримский Оркус или славянский Карачун далеки от внешнего совершенства по человеческим представлениям. В средневековье смерть было принято изображать в виде полуразложившегося трупа или вовсе скелета - персонификаций отнюдь не очаровательных. А скандинавская Хель - это огромная женщина, состоящая из 2-х половин: первая - мертвецки бледная, вторая - сине-черная, как разлагающийся труп. Иногда ее изображают одновременно красивой женщиной и скелетом, с костей которого свисают остатки мертвой плоти.

Человекоподобное и звериное также характерны для традиционного образа смерти в его разных воплощениях. Например, Сета (как и большинство древнеегипетских божеств) одновременно представляли и в виде шакала. Часто его рисовали и ваяли с туловищем человека и шакальей головой. Животное воплощение Аида - черный конь, а Гекаты - черный дракон. Римский Оркус - это козлоногое клыкастое чудовище с крыльями нетопыря и огромными когтями. Несомненным чудищем являлся и пес Кербер, который охранял врата древнегреческого Аида. У этой адской трехголовой и крылатой собаки на гриве извивались ядовитые змеи, а вместо хвоста щелкал зубами ящер. Во времена разгула черной чумы в средневековой Европе смерть стали изображать в образе чудовища - летучего змея или человекоподобного существа с драконьими крыльями и толстым змеиным хвостом.

Древнеегипетский бог загробного мира Сет

Молодость и Старость

Скандинавская богиня смерти Хель

Откуда у смерти взялась коса?

Ответ на этот вопрос тоже надо искать в культурах древности. Дело в том, что во многих случаях одни и те же боги отвечали одновременно за смерть и плодородие, а погребальный обряд в сознании людей был тесно связан с аграрным культом. Вначале одним из символов плодородия и жатвы был серп.

В Египте, например, это орудие труда было одним из атрибутов Осириса , который считался одновременно богом обильного урожая в пойме Нила и правителем в царстве мертвых.

В Европе одним из первых образов смерти был старик, который держит в руках песочные часы и серп. Считается, что так изображали древнегреческого Харона. С каждой души он брал за переправу через Стикс монетку (ее обычно клали под язык покойному во время похорон), а если ее не оказывалось, то в наказание за это Харон именно серпом отсекал голову несчастному. Предположительно, данный серп раньше принадлежал богу времен и плодородия Кроносу, которому он достался от циклопов. Оружие было выковано циклопами из волшебного металла адаманта для оскопления Урана. Потом оно оказалось в Аиде, и им пользовались то Харон, то Танатос.

Древнеримский Сатурн (аналог Кроноса) тоже изображался с серпом. В другой руке он держал колосья, что подчеркивало его аграрную функцию. А как ответственный за непрерывное течение времени, он присматривал и за своевременным уходом смертных в мир иной.

Символом славянской Морены (помимо разбитых черепов) был серп. Им она отрезала жизненные нити. Эта богиня была сестрой близнецом Живы, которая вместе с рядом прочих божеств отвечала за возрождение природы и плодородие.

С серпом в руках представляли и богиню Деметру, которая в Элладе отвечала за смену зимы весной и хороший урожай ячменя. Ей посвящали великие священные таинства в городе Элевсине. На них приносились и человеческие жертвы. Они должны были обеспечить скорый приход весны. Предполагают, что во время кульминации праздника человека, выбранного жрецами, вначале убивали серпом над алтарем, потом расчленяли его тело и зарывали куски жертвенной плоти в землю особого поля. После этого поле засевалось ячменем. Кровавый обряд подчеркивал веру в то, что смерть необходима для продолжения жизни. Как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, так умершего кладут в чрево Матери Земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа. Идея продолжения жизни после смерти была воплощена в целом сонме умирающих и воскресающих аграрных богов (Осирисе, Дионисе, Персефоне, Адонисе и т.д.).

Кстати, все перечисленные и некоторые другие женские божества, связанные одновременно с плодородием и смертью, были и богинями луны. А вид серпа точно повторяет облик месяца , который рождается, растет, стареет и умирает, как и человек.

Серп в разные времена был и сельскохозяйственным атрибутом, и оружием. Им сражались легендарные воины древнего Египта, а также враждебные египтянам хетты. Серповидные клинки были характерны для персидской и янычарской армий. В средневековье у крестьян и народного ополчения появился модифицированный серп на длинной ручке - коса. Это было уже новаторское орудие, которое сильно увеличивало площадь захвата и колосьев, и вражеских голов. Когда в XIV веке в Европе разразилась пандемия легочной чумы, появилась персонификация смерти в виде знаменитого Мрачного Жнеца: скелета в черном балахоне и с косой. Иногда он рисовался верхом на коне. Этот образ подчеркивал масштабность гибели людей в те времена. Для большей наглядности в некоторых случаях смерть изображали с целым набором разных орудий. Например, она держит в руках косу и грабли (или метлу), а за ее плечами приторочена корзина с ножами, пилами, серпом, луком и стрелами. По поверьям, приходила она и с мечом, но обычно лишь к аристократам и воинам.

как зерно сеют в землю, чтобы оно проросло новым колосом, как умершего кладут в чрево матери земли, чтобы на свет могли родиться новые живые существа.

Сатурн с косой в руках (в древнем частном гороскопе осеннего равноденствия)

Мифический образ, нагоняющий страх используется и в кинематографе, и в фантастических рассказах. Однако задумывались ли вы, почему Смерть изображают с косой? Кто она на самом деле: старуха или старик? Такие герои обязательно имеют историю своего возникновения именно в том образе, в котором предстают перед нами. Для того чтобы разобраться с этими вопросами следует обратиться к мифологии древних божественных существ.

Зачем смерти коса?

Образ в черных одеждах и с косой издавна существует в европейской народной культуре. О том для чего старухе нужна коса достоверных сведений нет, однако ученые считают:

  1. Коса в этом образе является символом жатвы . Но только не урожая, как это обычно бывает, а человеческих душ, которые готовы уйти в мир иной;
  2. По второму предположению орудия сельского хозяйства всегда использовались в мятежах и восстаниях. Таким образом, коса стала символом крови и смерти;
  3. Лезвие косы очень похоже на загадочный обод луны. А луна в свою очередь представляется символом вечной жизни, которой никогда не достичь смертным.

Скорее всего образ в виде жреца в черном плаще произошел от древнего бога Танатоса. По преданию он всегда был одет в черный плащ и имел крылья. Перелетая от одного дома к другому, он мечом срезал прядь волос у человека, готовящегося умереть и уносил его душу с собой.

Примечательно, что по сей день некоторые верят, что смерть с косой приходит только к обычным людям, а для царских особ у нее подготовлен меч.

Также существует версия о том, что прообразом старика с косой является древнеримский бог Сатурн. Его часто изображали с подобным орудием и пучком сена. Возможно отсюда появилось название «Зловещий жнец».

К чему снится Смерть с косой?

Человек не способен контролировать свои сновидения. При этом ночные картинки являются отражением нашего внутреннего состояния и подсознательных переживаний. Если однажды ночью вам приснился зловещий образ с косой, это могло вас испугать, хотя прогнозы толкователей снов являются весьма утешительными.

Многие сборники по толкованию снов говорят о том, что это положительный знак. Вам сулят перемены в жизни. Однако, следует опасаться ранее допущенных ошибок и больше их не повторять.

Но для того чтобы более точно определить значение появления такого персонажа во сне, следует максимально вспомнить все детали:

  • В случае, когда вы видели ее достаточно далеко от себя, в реальности вам необходимо заняться старым делом, которое больше не терпит отлагательств;
  • Если она у вас в доме или на пороге, значит скоро наступят хорошие перемены;
  • При встрече с образом на дороге - вас ждет увлекательное путешествие;
  • Старуха, стоящая рядом с вами, сулит вам небольшие неурядицы, которые заставят вас по-другому посмотреть на жизнь.

Таким образом, как и всегда во снах, негативное явление является предвестником благополучных перемен.

Реклама мерседес - Смерть с косой

Примерно год назад большой автогигант, производитель автомобилей Мерседес выпустил рекламу, в которой присутствует описываемый образ. Суть ролика заключается в том, что молодой человек еде на автомобиле по лесной дороге и вдруг рядом с ним возникает лысый старик в черном плаще и с косой.

А через долю секунды водитель замечает перед собой манипулятор, убирающий сломанное дерево, которое в это время направлено прямо в лобовое стекло машины. Конечно, умный Мерседес спасает своего хозяина от неминуемой смерти благодаря функции автоторможения перед препятствием. А старик, в свою очередь, остается обескураженным своим поражением.

Ролик сделан качественно, но это и не удивительно. А как нужно относиться к самому факту присутствия такого образа в средствах массовой информации, каждый потребитель должен решить сам.

Образ смерти в разных культурах

Образ смерти не для всех культур одинаков.

  • У Древних Ацтеков она изображалась в виде окровавленного скелета. Постоянными спутниками являлись летучая мышь, паук и сова;
  • В Буддизме божество Мара в виде многорукого демона несет в себе разрушение. При этом действует он через искушение;
  • В религии Маори смерть - это женщина, по легенде ушедшая в подземный мир от стыда за то, что ее муж является ее отцом;
  • Великанша Хель, у которой одна половина лица синяя, а другая бледная, а нижняя часть туловища и конечности с элементами трупного разложения является страшным образом германо-скандинавии;
  • В религии Вуду предвестник скорой кончины изображен во фраке и в цилиндре;
  • Греческий бог Танатос олицетворял смерть в отличие от хранителя подземного царства Аида;
  • Армянское божество Грох - в переводе «записывающий» ведет подсчет добрых дел человека в течение его жизни и нарушений божественных законов. А после сообщает о деяниях на Божьем Суде;
  • Римляне опасались Оркуса - мохнатого летающего демона, который уносил души мертвых в загробный мир.

Очевидно, что люди всегда и везде олицетворяли смерть. Это неудивительно, так как практически все явления, которые невозможно было объяснить так или иначе имели человеческий облик.

Кто она: старуха или старик?

В Древнегреческой и древнеримской мифологии смерть предстает в виде мужчины с неопределенным возрастом. Однако существуют мнения что она имеет женское лицо. Такая теория основана на предположении, что весь этот образ создан в противоположность жизни:

  1. Жизнь - символ плодородия, а смерть - образный сбор урожая;
  2. Живой человек всегда свежий и цветущий, а смерть изображают в виде скелета, лишенного жизненной энергии;
  3. Смерть предает перед нами старой, так как именно это состояние увядания наиболее близко для нее;
  4. Символ жизни - это Бог, а в противовес этому символом смерти является женщина.

Существует еще одна версия женской сущности мифического героя. Она исходит из того, что только женщина способна дать жизнь человеку и только она имеет право ее забрать .

Таким образом, о том почему смерть изображают с косой можно размышлять с разных точек зрения. Возможно этот образ имеет божественное происхождение, а возможно этот атрибут ей приписали крестьяне от отсутствия выбора. Так или иначе, этот колоритный образ и в наше время наводит страх на людей и заставляет задуматься о скоротечности жизни.

Видео: история возникновения косы у Смерти

В данном ролике Роман Ульянов расскажет притчу о том, как у данного персонажа появился атрибут:

Однако не совсем понятно, откуда именно в воображении людей взялся образ скелета, облаченного в свободные черные одеяния, и с острой косой. Однако разобраться в этом при желании можно.

Черная смерть

В середине четырнадцатого века от Азии до Европы, вплоть до самой Северной Африки и острова Гренландия, прошлась смерть с косой в виде бубонной чумы. Согласно одной из версий, появилась она где-то на территории пустыни Гоби, как следствие резкого изменения климата в результате малого ледникового периода.

Сначала поражены были Китай и Индия, затем Европа познакомилась с этим страшным явлением, куда оно проникло вместе торговцами и монгольскими завоевателями. По самым скромным подсчетам, жертвами чумы стали около 60 миллионов человек. Затем были повторные пандемии в 1361 и 1369 годах.

Средневековая не могла справиться с чумой, и это повлекло за собой расцвет суеверий, языческих культов, гонений на отравителей. Именно в эти времена появился первый образ смерти, знакомый и современным людям. Впервые он дал о себе знать в Германии в виде аллегорического сюжета и словесности – «Пляска смерти». Затем во времена Ренессанса образ стал знаком всей Европе.

Особый вклад внес Альбрехт Дюрер, всемирно известный гравер, создавший не одно произведение искусства. Многие его работы имеют в качестве примера ставшее теперь каноническим изображение смерти. Она идет по земле и косит людей подобно колосьям ржи. Эту манеру изображения переняли другие мастера и постепенно развили до сегодняшнего состояния. В настоящее время вряд ли кто-то представляет себе смерть иначе, по крайней мере, в европейской среде.

Символизм колоса

В древнегреческих, древнеегипетских представлениях отождествлялся, помимо прочего, с самим человеком. Как падали семена в землю, как рождался росток из грязной земли, как собирался он, молотился, превращался в хлеб.

Все было наполнено глубоким смыслом. У взошедшего колоса был также фаллический символ и своеобразные метаморфозы отца и сына. Как только колос срезали, словно умирал муж, а растерзанный цепом, он уходил в небытие, чтобы возродиться новым сыном.

Разумеется, смерть с косой - это явный символизм жнеца, срезающего людей, словно колосья на поле, и собирающего свою великую жатву.